Архив новостей новостей об Иране
Информация об Иране. Архив новостей
Недавние новости об Иране

Почему ООН должна быть реформирована? (Часть II)

Дата новости: 31.10.02

(Окончание) Хоким Мухаббатов - ведущий аналитик "Центра изучения Ирана" и сайта Иран.Ру 4. Диктаторские режимы как угроза современному миру Всем известно, что в ходе истории неоднократно человечество жестоко страдало от диктаторов и диктаторских режимов. До сих пор не найдены эффективные способы предотвращения их возникновения или их своевременной нейтрализации. Власть в любом обществе по своей сути подразделяется на духовную, политическую и экономическую составляющую. Как правило, в условиях диктаторских режимов все эти три составляющие власти узурпируются одним человеком. Учитывая уязвимость масс к психологическим манипуляциям, идеологическая машина диктаторского режима в целях возвеличивания диктатора настолько мощно воздействует на общественное мнение, что правитель в глазах его подданных становится незаменимой личностью. Люди на самом деле начинают свято верить, что их правитель самый лучший в мире. При таких режимах различными способами подавляется политическая оппозиция. Все достижения, которые народ создает своим трудом и творческими усилиями, приписываются в виде заслуг диктатору. Он становится всезнающим и всевластным. От его настроения и каприза в делах государства и в общества зависит буквально все. Несменяемость такого лидера заставляет всех, независимо от их социального статуса и места в иерархической лестнице государственных должностей, стать безропотными послушными лакеями, лишь бы не потерять занимаемое положение в обществе. В СМИ таких стран распространяется только специально отобранная информация, угодная режиму. Обновление политической элиты на длительный период останавливается. В целях устрашения общества происходят незначительные ротации элиты в виде наказания отдельных неугодных лиц, политических группировок или государственных чиновников, подозреваемых в совершении каких-то выдуманных "антигосударственных заговоров". На их место подбирают только чрезвычайно лояльных к лидеру людей. Ни один государственный чиновник или простой гражданин не свободен от произвола правителя. В течение длительного периода времени во всем обществе подавляется дух свободы, инициативы и творчества. Принимаются только те инициативы и предложения, которые предлагаются от имени диктатора. А там, где подавляется стремление к свободе, очень скоро наступает застой и в других сферах общественной жизни, в том числе в экономике, науке и культуре, и соответственно сдерживается гармоничное развитие общества. И чем длиннее период правления диктатора, тем большие противоречия аккумулируются, причем их разрешение затем становится возможным только путем слома старой системы, приводящего к возникновению социальных катаклизмов и экономических потрясений. Классическим примером такого диктаторского режима в современной истории является режим Саддама Хусейна. В обществах, где доминирует традиционная культура, политическая власть является основным благом. В чьих руках будет политическая власть, в тех же руках будет находиться экономическая и духовная составляющие власти. Находящиеся у власти в переходные периоды в обществах с неразвитыми демократическими институтами и политической культурой политические режимы могут весьма за короткое время легко трансформироваться в авторитарные формы правления, а затем и в диктатуры и тирании. Такой процесс прослеживается в некоторых бывших республиках СССР, расположенных вдоль так называемой "дуги нестабильности". С момента обретения в декабре 1991 года государственной независимости эти страны представляют собой государства с авторитарными режимами, характеризующимися сверхцентрализованным правлением. Лидеры этих стран, с одной стороны, декларативно используя демократические институты, а с другой стороны, воспользовавшись традиционным менталитетом народа, основанным на послушании всех слоев общества, создали режим личной власти. На его дальнейшее укрепление нацелена вся система существующих государственных органов, деятельность специально созданных властями политических партий и неправительственных общественных организаций и фондов. Основная цель новой государственной идеологии этих режимов обеспечить преданность человека государству и лично его главе, а также гарантировать общественную поддержку официальному политическому курсу. Парламенты этих стран в основном представляют собой предельно зависимые от глав государств органы. Недавно принятая сенатом США резолюция, например, критикует правительства всех пяти среднеазиатских стран за широкое распространение коррупции и целый ряд нарушений прав человека, включающие необоснованные аресты и задержания, ограничение деятельности политической оппозиции и функционирования независимых средств массовой информации. В этой резолюции указывается, что, продолжая нарушать права человека и отрицая право граждан на мирное демократическое выражение своих убеждений, государства Средней Азии подталкивают свое население к поддержке насильственных и экстремистских движений, тем самым делая бессмысленной войну с терроризмом, что представляет собой угрозу национальной безопасности Соединенных Штатов. Поэтому сенат призвал администрацию Буша поставить политическую, экономическую и военную помощь США государствам Средней Азии в зависимость от соблюдения там прав человека и создания политической атмосферы, свободной от запугиваний и притеснений. Отметим, что в некоторых странах СНГ уже стало модой проводить всякие референдумы по внесению изменений в конституции страны, основной замысел которых заключается в укреплении личной власти руководителя или в продлении сроков его полномочий или, если удастся, даже в передаче власти по наследству. Не было такого случая за весь постсоветский период, чтобы на этих референдумах власти не побеждали. Избиратели, принимающие участие в таких референдумах, как правило, "голосуют" за те предложения, которые выдвинуты политическими силами, находящимися у власти. Фальсификация результатов голосования в этих странах является несложным делом. Примеры такого рода референдумов мы имеем в Азербайджане, Туркменистане, Таджикистане и Узбекистане. Предпринимаются попытки проведения таких референдумов в Белоруссии и даже в России. Теоретически сроки правления одного человека можно продлевать до конца его жизни, ссылаясь на незаменимость его личности, но твердо можно утверждать, что незаменимых личностей нет. Да, действительно харизматические лидеры могут концентрировать в своих руках на определенный период национальную энергию для реализации определенных глобальных целей, но впоследствии вреда от их деятельности может быть намного больше, чем пользы, если они будут оставаться "вечными" руководителями. Государство, однако, не может функционировать вечно только ради харизмы его лидера. Намного важнее добиваться того, чтобы высшие государственные посты и институты постепенно приобретали высокий авторитет и уважение, так чтобы обладание ими было бы равносильно харизматической обаятельности той или иной личности. И тогда любой человек, занимающий тот или иной подобный пост, будет моментально, как это происходит с президентами США, идентифицироваться в обществе с авторитетом его должности. Одной из главных причин распада СССР стало именно укоренившееся в сознании народа чувство неопределенности сроков правления одного человека. Поэтому центральной проблемой развивающихся стран становится выработка и принятие таких механизмов, которые обеспечили бы обязательность законной передачи власти последователям. Эту проблему можно наилучшим образом решить путем конституционного ограничения длительности пребывания на высшем посту одного человека положением - не более двух сроков. Данный механизм может стать одним из центральных способов предотвращения появления диктаторских режимов и связанных с их деятельностью негативных последствий. Любой руководитель, который знает о конкретных, законом ограниченных сроках своих полномочий, будет выбирать более ответственную, чем при неопределенно длительных сроках вседозволенности на высших постах, стратегию правления, не допускающую каких-либо противоправных действий. Естественно, что от поведения руководителя государства с подобного рода сверхцентрализованной политической властью непосредственно зависит поведение его политического окружения и простого народа. Для постконфликтных обществ желательно было бы, например, установить совокупный срок нахождения на высшем посту максимум 14 лет (то есть по 7 лет на каждый из сроков правления) по примеру Франции времен генерала Шарля де Голя. Однако самым оптимальным числом для одного срока нахождения у власти можно было бы считать 5 лет, исходя из природной рациональности этого числа. Нам могут возразить, что в таком случае один из фундаментальных юридических принципов - суверенность народа таких государств - будет нарушен. Однако здесь следует учитывать, что во-первых, при неограниченно длительном правлении одного человека народ внутри страны уже теряет свой суверенитет, который замещается суверенитетом руководителя и его окружения. Во-вторых, если посмотреть на всю историю прогрессивного развития человеческого общества, то обнаружится, что именно она представляет собой процесс постепенной интеграции и кооперации более мелких административных образований в более крупные, начиная от объединения в племена, союзы племен, мелкие государства, обычные государства, федеративные государства, и заканчивая союзами государств по типу СНГ и Европейского союза. И каждый раз при формировании более крупных административных образований ради большей свободы племена и народы отказывались от определенной части своего суверенитета и делегировали его в пользу центральной административной структуры. Каждая новая ступень интеграции была всегда более прогрессивной и сокращала административные расходы, расходы на оборону и обеспечение внутреннего порядка, а разделение труда приводило к более высокому уровню производительности труда. 5. Преемственность Совета Безопасности как необходимое условие реформирования ООН ООН была создана в 1945 году сразу же после второй мировой войны. Советское правительство рассматривало ООН в первую очередь как организацию по поддержанию международного мира и безопасности, призванную уберечь человечество от новой мировой войны. Подобной же точки зрения, как одной из важнейших, придерживались и другие союзные государства, что позволило им достаточно бесконфликтно договориться о создании Совета Безопасности - органа широкой компетенции в вопросах мира и безопасности. Недавно государства-члены Организации стран-экспортеров нефти, в частности, Венесуэла, Индонезия, Кувейт и Ирак, выступили за реформирование Совета Безопасности ООН. Они считают необходимым в срочном порядке провести эффективную реформу Совбеза ООН с тем, чтобы превратить этот орган в более доступный и гибкий инструмент в интересах всего мирового сообщества. Они призвали к расширению состава Совета Безопасности ООН и потребовали пересмотреть вопрос о практике применения права вето, либо вообще отменить это право. Без этого, считают эти страны, "Совбез ООН не может стать демократическим и прозрачным органом ООН". Заявление этих стран-экспортеров нефти с их большими возможностями по влиянию на формирование мировых цен на нефть можно расценивать как ультиматум постоянным членам СБ ООН. Согласно Уставу ООН, Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. В состав Совета входят 15 членов: 5 постоянных членов и 10 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок. Китай, Франция, Россия, Англия и США являются постоянными членами Совета Безопасности. Каждый член Совета имеет один голос. Резолюции СБ обладают обязательным характером для всех государств-членов ООН. Решения по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса не менее 9 из 15 членов. Для принятия решений по существенным вопросам требуется девять голосов, включая одинаковые голоса всех пяти постоянных членов. Это - правило "единогласия великих держав", которое часто называется "правом вето". Одним из исключительных прав СБ является то, что по рекомендации СБ Генеральная Ассамблея ООН может приостановить осуществление тем или иным государством его прав и привилегий как члена Организации. Джордж Буш недавно представил на обсуждение новую стратегию национальной безопасности США, где указано, что на данном этапе мировой истории ни один из международных альянсов и институтов, включая ООН, не доказал своей эффективности в борьбе с новыми угрозами и не способен адекватно реагировать на вызовы процессу глобализации мира. США считают, что ООН после событий 11 сентября до сих пор адекватно и объективно не осмыслила ситуацию, сложившуюся после этих терактов. По их мнению, ООН превратилась в дискуссионный клуб, который не способен принимать реальные и эффективные решения по возникающим мировым проблемам. Отсюда делается вывод, что необходимо в ближайшее время провести реформу ООН или же эту функцию может взять на себя Америка и НАТО. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан со своей стороны также предлагает программу реформ, основной целью которой является сокращение бюрократического аппарата и повышение эффективности работы ООН. Можно сделать вывод, что по многим причинам, которые мы указали выше, имеется реальная необходимость реформирования ООН. В связи в этим первоочередной задачей является определение роли и места СБ в новой реформированной структуре ООН. Отметим, что в любой иерархической управленческой организации структурные ячейки, состоящие из пяти субъектов, считаются самыми экономичными с точки зрения административно-управленческих расходов и эффективными с точки зрения выполнения функциональных задач. Не случайно в ходе биологической эволюции закон естественного отбора сформировал пять пальцев на конечностях у всех самых развитых, в том числе человека, биологических видов, что показывает исключительную целесообразность этой цифры. Основоположники и архитекторы ООН в свое время приняли самое верное решение о числе постоянных членов СБ. Этот орган с момента его создания является основным выразителем мировой воли. Роль СССР (России) в разгроме фашизма первостепенна. Принижение этой роли на международном уровне не справедливо и ни к чему хорошему не приведет. Поэтому реформу ООН, необходимость которой назрела давно, можно приурочить к 60-летию победы во второй мировой войны. В случае проведения реформ ООН, как минимум, на последующие 40 лет, то есть до 100-й годовщины победы во второй мировой войне, должны быть гарантированы неизменность количества и статуса постоянных членов СБ. Но при условии, что в России будет сохранен конституционный принцип ограничения периода правления одного человека двумя сроками, а Китай после смены своего руководителя осенью нынешнего года также конституционно ограничит срок пребывания на высшем государственному посту одного лица двумя сроками. Тогда особых противоречий между постоянными членами СБ не будут и они могут гармонично работать на благо всего человечества. Такое решение даст миру шанс на долгосрочное выживание с постепенным сокращением разрыва между уровнями развития современных промышленно развитых и отсталых стран. Каждый из пяти членов Совета Безопасности в геополитическом смысле генетически связан с определенными регионами мира и на нынешнем этапе установления мирового порядка может сыграть существенную роль в дефрагментации и упорядочивании новых иерархических международных отношений. Исторический опыт показывает, что бывшие колонии рано или поздно обязательно в той или иной мере налаживают свои военно-политические, социально-экономические и культурные отношения с бывшими метрополиями. Исходя из этого, Англия и Франция могли бы иметь в качестве своих лояльных сторонников бывшие колонии и выражать их интересы, а также проводить в них цивилизованную политику по модернизации экономик. Кроме того, они могли бы стать выразителями интересов ЕС в СБ. Россия - правопреемница СССР. Она как великая ядерная и социально-экономическая держава в послевоенный период приобрела многочисленных своих сторонников среди стран во всем мире. Несмотря на нынешнее временное "недовольство" многих из них, при правильной внешней политике многие из них могли бы стать реальными сторонниками России, а Россия в свою очередь - выразителем их интересов в СБ. Китай мог бы стать выразителем интересов, прежде всего, 1,2 миллиарда китайцев, а также большинства азиатских и других стран мира. Таким образом, в Совете Безопасности ООН могли бы сложиться гармоничные условия для поддержания стабильности во всем мире и устойчивого развития мировой экономики. Однако здесь возникнет проблема равенства и неравенства субъектов международного права и противоречия принципу "один субъект - один голос". Если положить в основу международных отношений принцип равенства всех субъектов международного права, то современный мир перестанет быть управляемым. Ибо, если применить его на практике, то получится, что миром должны будут управлять развивающиеся страны. О последствиях такого подхода можно только догадываться. Эгалитарные теории, в частности религиозные и коммунистические, призывающие к равноправию и равенству, только на первый взгляд и на какой то период могут быть привлекательными для простых масс. Однако со временем они обязательно теряют свою притягательность, и только потому, что на нынешнем этапе развития современного человеческого общества они не могут обеспечить его эффективное развитие. Хотя коммунистическая идеология с ее условием обязательной периодической сменяемости руководителей и планомерным воспроизводством политической элиты для общества из догоняющих моделей развития может казаться самой оптимальной моделью. Равные права в возможностях никогда не означают равноправия в приобретенном статусе. Представьте ситуацию, когда обычный водитель легкового автомобиля сядет за штурвал современного лайнера с пассажирами. Он обязательно разобьет самолет. Или другой пример из дикой природы. Кошка и тигр являются представителями кошачьих, но они никогда не могут по своему статусу и ареалу обитания быть между собой равными, поскольку тогда нарушился бы экологический баланс, а это вызвало бы непредвиденные последствия как для кошек, так и для тигров. Тем не менее, если представить себе гипотетическую ситуацию, когда в природе полностью отсутствуют тигры и другие представители класса кошачьих, более развитые, чем обыкновенные домашние кошки, то последние, находясь в условиях дикой природы, даже через несколько миллионов лет эволюционным путем могли бы занять только какую-то часть экологической ниши диких кошачьих. Неравенство статуса кошки и тигра в природе невозможно ликвидировать искусственно, однако они обладают равными правами и возможностями по добыче пищи и пребыванию в среде обитания в соответствии со своими природными задатками и природному закону экологического равновесия, который не позволяет кому-либо из них бесконечно размножаться. На первый взгляд кажется несправедливым то, что только несколько стран являются постоянными членами Совета Безопасности и имеют право вето в отношении принимаемых на самом высоком уровне в мире решений, а другие должны по очереди дожидаться членства в Совет без права вето. Подавляющее большинство субъектов международных отношений не отдает себе отчета, что основная заслуга в обеспечении относительной стабильности в мире в течение всего послевоенного периода принадлежит именно победителям во второй мировой войне. Постоянные члены СБ ООН свой статус законно приобрели в результате второй мировой войны после разгрома германского фашизма и милитаристической Японии. Они заложили основы нового мироустройства, в центре которого было создание Совета Безопасности ООН с его особыми полномочиями. Естественно, что каждая страна на нынешнем поворотном этапе международного развития стремится добиться для себя больших прав и привилегий. Но не нужно забывать, что любые изменения статей Устава ООН о полномочиях и количестве постоянных членах Совета Безопасности могут привести к непоправимым последствиям для всего мирового сообщества. В таком случае развитый мир столкнется с угрозой своего уничтожения со стороны развивающихся стран. В условиях, когда численность населения развитых стран постепенно падает, а в развивающихся странах растет чуть ли не в геометрической прогрессии, никакие силы не смогут противостоять натиску нарождающихся агрессивных и экспансионистских сил в развивающихся странах, которые постепенно будут достигать своих целей количеством. Богатства и технологические достижения цивилизованного мира как магнит притягивают представителей этих стран. Мировая политическая воля, несмотря на распад СССР и социалистической системы, в первую очередь находится в руках членов СБ. Послевоенные годы показали, что, несмотря на некоторые локальные войны и конфликты, в том числе и Карибский кризис, поставивший мир на грань ядерной войны, СБ очень хорошо справляется со своей ролью по сохранению мира и безопасности на Земле. Мировая политическая воля так же, как и экономическая воля, в будущем должна быть иерархически делегирована в зависимости от уровня развития стран, центральное место которое должно принадлежать СБ ООН. Еще раз отметим, что мировой порядок сегодня держится на решении стран-победителей во второй мировой войне создать ООН с таким очень мощным стабилизирующим инструментом, как Совет Безопасности. А конкретнее, именно на количестве и статусе его постоянных членов, обладающих ядерным оружием. В настоящее время можно считать, что уже и Индия, и Пакистан, и Израиль, а, может быть, и ЮАР обладают ядерным оружием, другие же - так называемые "пороговые" страны - находятся в стадии завершения его создания. Именно распространение ядерного оружия может привести к резкому нарушению мирового баланса со всеми вытекающими из этого трагическими последствиями. Постоянные члены Совета Безопасности должны разработать механизм нейтрализации оружии массового поражения, имеющегося у этих стран, вплоть до изъятия и утилизации. В любом случае Совет Безопасности ООН должен знать о каждой боеголовке с ядерным зарядом и ему должны быть известны все места их складирования. На страны, не являющиеся постоянными членами Совета Безопасности ООН, но которые обладают ядерным оружием и представляют потенциальную опасность для всего мира, можно нацелить обычные вооружения стран постоянных членов Совета Безопасности и уполномоченных на это международным сообществом других стран. В случае нештатного применения ядерного оружия моментально должны уничтожаться все другие шахты и носители ядерного оружия, а также иные цели и инфраструктура на территории этих стран военно-стратегического характера. Словом, нужно выработать такие технологии международного контроля за разработкой, распространением и испытаниями ядерного оружия, чтобы полностью исключить соблазн у какой-либо еще страны воплотить в жизнь свои намерения по обладанию ядерным и другим оружием массового поражения. 6. Создание дополнительной промежуточной структуры в ООН в качестве механизма формирования нового мироустройства Для закрепления современных реалий в мире и формирования нового мироустройства было бы уместным создать на самом высоком международном уровне при содействии ЕС, ОБСЕ, стран СНГ, ШОС, АСЕАН и других международных организаций, промежуточную структуру между Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей ООН с достаточно широкими полномочиями. К примеру, такие страны, как Германия, Япония, Италия, Индия, Австралия, Бразилия и т.д. могли бы наряду с постоянными членами СБ ООН стать постоянными членами нового исполнительного органа ООН. Подобное новое образование в структуре ООН могло бы решать возникающие в настоящее время серьезные противоречия в международных отношениях. Членами подобной структуры могли бы стать те страны, которые привержены демократическим принципам и формам правления, а также имеют конституционные ограничения периода правления одного человека двумя сроками. Члены этой структуры могли бы пойти на дальнейшую интеграцию в области законотворчества, политики, экономики и культуры по типу Европейского союза. Здесь можно добавить, что проект первой общеевропейской конституции, предусматривающей двойное гражданство для жителей стран ЕС, уже разработан. Такой путь развития - не отвлеченная фантазия автора, а серьезный механизм постепенного создания международного парламента и правительства, объективная потребность в которых с каждым годом будет только возрастать. Правительства и парламенты демократических стран, бывшие главы демократических государств, лауреаты Нобелевской премии мира, авторитетные мировые политики и общественные организации, выступающие за мир и безопасность во всем мире, могут поддержать эту идею с тем, чтобы, как можно быстрее, начать процедуру формирования данной новой структуры ООН. После создания подобной промежуточной структуры все другие государства, желающие вступить в ее состав, должны будут привести свои конституции и законодательства в соответствии с ее требованиями. Внутри такого "международного клуба" можно было бы приступить к еще более тесному сближению законодательств и унификации правовых норм. А кроме того, начать более ускоренный темп интеграции мира. Страны-члены этого "клуба", естественно, должны будут иметь значительные привилегии военно-политического и экономического характера. Приверженность развивающихся стран демократическим принципам правления откроет им путь к достижению более высоких уровней свободы, основным критерием которой является всестороннее развитие способностей человека, производительности труда и их интегральный показатель здоровья и средней продолжительности человека. Например, опыт европейской интеграции показывает, что Турция максимально быстро идет на выполнение условий ЕС в области прав и свобод человека для того, чтобы стать полноправным членом этого сообщества, что позволит ей добиться больших социально-экономических успехов. Таким же образом поступили бы и другие страны в случае их стремления к вступлению в новую промежуточную структуру ООН. Руководство этих стран предприняло бы вынужденные шаги по предоставлению своим гражданам более широких прав и свобод. Среди исламских государств наибольшие шансы попасть в новую промежуточную структуру ООН имеются у Ирана. Но при определенных условиях. Если, во-первых, сроки полномочий духовного лидера будут так же, как сроки полномочий президента страны, ограничены двумя периодами пребывания в своих должностях, и, во-вторых, если Иран будет придерживаться принципа постепенного расширения прав и свобод своих граждан. Известно, что в Иране в течение последних лет ведется жесточайшая борьба между консерваторами - сторонниками духовного лидера Али Хаменеи, и реформаторами - сторонниками президента Хатами. Похоже, что эта борьба уже выходит на финишную прямую. Иранское общество имеет все шансы осуществить реформаторские идеи, что позволит Ирану с его людскими и экономическими ресурсами за короткий период превратиться в мощную региональную державу. В обратном случае страна будет обречена на прозябание и окажется на обочине современной международной жизни. По мнению автора, всю прогрессивную эволюцию человечества можно характеризовать как осуществление его воли к свободе. Исходя из исторической логики с присущей ей секуляристической тенденцией, то есть постепенного отделения религии от государства, и основываясь на глубоком научном анализе, можно с очень высокой вероятностью утверждать, что все политические режимы, основанные на авторитаризме, диктатуре отдельных идеологий, личностей или династий, в будущем объективно обречены на исчезновение. Это касается, в том числе, теократических и монархических режимов, поскольку они не адекватны современным демократическим требованиям и противоречат основному фундаментальному свойству человеческого духа, его стремлению к свободе. Такие режимы, как правило, ставят серьезные преграды и вводят ограничения на пути реализации гражданами своих прав и свобод. Поэтому по прошествию определенного периода времени, например, через 15-20 лет, против тех стран, которые конституционно не ограничат сроки правления одного человека в высший должности государства, члены СБ и промежуточная структура ООН могли бы применить против этих стран самые жесткие санкции. Если бы в мире уже действовал такой принцип, то мировому сообществу никогда бы не пришлось столкнуться с проблемами существования режимов Саддама Хусейна в Ираке, Ким Чен Ира в Северной Корее и др. Но свободу не стоить понимать исключительно как свободу слова или свободу духовно-политического выбора. Без обеспечения безопасности, минимальных социально-экономических условий и культурной среды для людей не имеет смысла говорить о других более высоких уровнях свободы. Очевидно, что разные страны находятся на различных уровнях общественно развития. Несмотря на многие недостатки западной цивилизации, в том числе резкое сокращение воспроизводства населения из-за предоставляющейся возможности использовать отказ от воспитания детей в целях расширения рамки личной свободы, эти страны достигли заметных успехов в разработке новейших технологий и повышении отдачи труда. О свободе имеет смысл говорить, только тогда когда субъект свободы реально существует. Без нормального демографического воспроизводства любое общество идет навстречу своему небытию и соответственно навстречу несвободе. Но даже с учетом всех недостатков западную цивилизацию без сомнения можно считать более прогрессивной по отношению к остальному миру. Если судить категорией здоровья человека, то развивающиеся страны, независимо от уровня их развития, так или иначе можно считать больными. Ведь больных, как правило, лечат в больницах. Сначала врач ставит диагноз и затем назначает лечение, а пациенты в больнице должны строго выполнять все предписываемые им процедуры. Только таким образом можно быстро вылечить больного. Но для этого больной сначала должен дать свое согласие на лечение, как это было после войны с осуществлением "плана Маршалла" в Германии и Японии, а также в таких развивающихся странах, как Южная Корея, Сингапур, Тайвань и т.д. Но нужно помнить, что темпы изменения норм права в любом государстве не должны опережать темпы роста экономики и, соответственно, человеческого капитала. Когда законы меняются чересчур быстрыми темпами это вызывает недоверие к принятым законам, что равносильно духовно-политической инфляции подобно инфляции денег. Данный принцип должен стать аксиомой для устойчиво стабильного развития общества, особенно для развивающихся странах. Чтобы дополнить понятие о прогрессивном общественном развитии, отметим, что совокупное время, располагаемое людьми, считается основным капиталом любого общества. И чем производительнее используется это время, тем выше оно ценится. По мере роста производительности труда сокращается рабочее время и увеличивается время досуга, что позволяет человеку больше времени уделять развитию своих способностей. По моему мнению, между капиталом и трудом не существует антагонистических противоречий, как это было принято в некоторых теориях. Наоборот, все необходимые производственные факторы неотделимы друг от друга и способны все вместе помочь стимулировать развитие общества. Поэтому основная задача современности заключается в том, чтобы найти механизм гармоничного сосуществования капитала и труда. А это означает, что и капитал, и труд в результате экономической деятельности должны каждый получать предельный продукт своего вклада. Логично, что чем выше отдача от труда, тем больше доход и благосостояние человека. Но рост благосостояния людей ни в коей мере не должно осуществляться за счет доходов от продажи природных ресурсов, как это происходит со странами-экспортерами нефти. Так же, как и производственный капитал, который за счет амортизационных отчислений постоянно морально и физически обновляется и расширяется, природный капитал, то есть ресурсы, извлекаемые из недр Земли, должны хоть в какой-то мере, например, путем инвестиций в охрану окружающей среды, воспроизводиться. "Дармовые" доходы за счет продажи природных ресурсов никогда не приводили к благосостоянию общества. Наоборот, эти доходы становятся причиной множества человеческих несчастий. Поэтому в перспективе необходимо предпринять меры, чтобы природный капитал использовался таким образом, чтобы его доходы распределялись по всему миру равномерно и в первую очередь были направлены на повышение качества человеческого капитала, развитие способностей человека и, соответственно, повышение дохода от человеческого труда. Ибо в перспективе, например, проблема нехватки простой питьевой воды или же чрезвычайно высокие на нее цены из-за резкого возросшего спроса может подорвать основы стабильности в мире и привести к нарушению экологического баланса. Только подобным способом можно постепенно устранить кажущуюся непреодолимой и всевозрастающей пропасть между развитыми и неразвитыми странами, которая существует в настоящее время. В мобилизационном режиме действительно имеется возможность быстрее подтянуть отстающие страны к уровню наиболее развитых. Любые скачки в развитии ни к чему хорошему не приведут. Резкий рост населения в развивающихся странах в последние 50 лет связан, во-первых, с "дармовыми" доходами, которые они получали за счет экспорта природных ресурсов, в частности нефти и газа; во-вторых, с использованием ими новых технологий, в том числе в области здравоохранения, разработанных развитыми и социалистическими странами; в-третьих, с гуманитарно-промышленными инвестициями, осуществлявшимися двумя мировыми системами. Ресурсы, которые накапливались в недрах стран миллиарды лет, растрачиваются ими в течение каких-то ста-двухсот лет. Это абсолютно неразумно. Нефтедоллары в странах-экспортерах нефти используются, как правило, для закупок товаров народного потребления, оружия, для организации досуга и отдыха, либо в криминальных целях. К примеру, часть доходов от экспорта природных ресурсов, особенно из Саудовской Аравии, попала в разные "благотворительные фонды", которые активно поддерживали режим талибов в Афганистане, международную террористическую сеть "Аль-Каида", религиозные организации в Средней Азии и на Кавказе и т.д. Как правило, в таких развивающихся странах доход от труда намного уступает доходу от капитала, что свидетельствует об очень низком коэффициенте интеллектуального развития населения. В конце отметим, что на данном этапе исторического развития престиж и авторитет СБ, ООН и всех развитых стран напрямую зависит от скорейшего завершения антитеррористической операции, достижения мира и согласие в Афганистане. Решению этой проблемы должно быть уделено чрезвычайное большое внимание, для чего требуется, чтобы все страны-доноры своевременно выполнили свои финансово-экономические обещания в отношении восстановления экономики этой страны, и полученные средства были использованы правительством Афганистана по назначению. Только тогда народ поверит в переходное правительство Хамида Карзая и поможет ему в стабилизации обстановки внутри страны. В свою очередь, мировое сообщество может потребовать от Лойи джирги и правительства Афганистана подготовить проект новой конституции страны, основанной на демократических и светских принципах правления государства, в которой период нахождения одного человека у власти был бы ограничен двумя сроками, а затем добиться ее принятия. Только таким путем в перспективе Афганистан после длительной, изнурительной 23-летней войны может возродиться и стать полноправным членом мирового сообщества. Скорейшее разрешение Ближневосточного конфликта, конфликта между Пакистаном и Индии и других межд

Новости Ирана за 31.10.02
Аятоллы поддержали террористов
Почему ООН должна быть реформирована? (Часть II)
Подписано соглашение о сотрудничестве между Ираном и Азербайджаном
Мадридские переговоры и новые возможности для Ирана
После победы исламской революции в Иране обнаружено и конфисковано 2 200 тонн наркотиков.
Число общественных библиотек в Иране возросло в три раза.
Генеральный секретарь всемирной организации по туризму встретился с Хатами.
Между Ираном и Испанией подписано соглашение на сумму 140 млн. евро.
Ненефтяной экспорт Ирана за текущий год возрос на 12%.
Российская нефть и большая политика
Мини-футбол. Кубок Азии у Ирана
Черное золото Каспийского моря.
США и ФРГ уверены в перспективах двусторонних отношений
Иран вновь уклонился от открытия генконсульства в Тебризе
Последствия захвата заложников в Москве для Ирака
Северокорейская ядерная программа
Война и мир в 2003 году: глазами израильской разведки
Иран выступает против атаки на Ирак
Парламент Казахстана ратифицировал соглашение с РФ о разграничении дна Каспия
Между министрами иностранных дел Ирана и России состоялся телефонный разговор
ЕС обновил список террористических организаций
Чеченцев в Турции просят побеспокоиться
"Доверие и уважение народов России - самое дорогое, что осталось у россиян"
Совбез ООН отверг резолюцию США по Ираку
Трансафганский маршрут
Французский танкер "Лимбург" покинул воды Йемена
США не нужна нефть Ирака
МИД Турции выступил в среду с заявлением о приверженности страны борьбе с терроризмом
Американские и британские самолеты нанесли удар по позициям иракских ПВО
Почему ООН должна быть реформирована? (Часть I)
Буш и Чейни готовятся ко встрече с руководителем инспекторов ООН в Ираке и гендиректором МАГАТЭ
Ирак мог получить материалы о биологическом оружии из США
"Агрос" продает пшеницу иранцам
Нефтепорт под Астраханью
Ислам с европейским лицом?
Для России все проблемы Каспия решены
Зачем России нужен Бушер?
Афганистан: война продолжается
В январе состоится презентация российской промышленности в Иране
Соединенные штаты Кавказа
ИДУ расширяется и готовится к нанесению ударов по западным мишеням
Иран в состоянии защитить себя
Борьба за мандат войны
"Сегодня на столе переговоров по карабахскому урегулированию есть серьезная программа",
В Баку 19-20 ноября пройдет очередная встреча заместителей министров иностранных дел Азербайджана, России, Ирана, Казахстана и Туркменистана
Астраханская область. Очередная группа студентов отправляется в Иран для получения религиозного образования
В результате ДТП погибли двое известных иранских парламентариев
Никто в Европе не хочет проводить чемпионат по мини-футболу Добавить в личную папку
реклама