Архив новостей новостей об Иране
Информация об Иране. Архив новостей
Старые новости о главном

<<< Новости за предыдущий день (21.09.02) Новости за следующий день >>> (24.09.02)

Порты Ирана

Дата новости: 23.09.02
Морской торговый флот и порты ? на особом месте в транспорте Исламской Республики Иран (ИРИ), так как обеспечивают основную часть экспорта и импорта страны. Общее руководство морской отраслью Ирана осуществляет Организация портов и судоходства ИРИ, причем ее руководитель пользуется правами заместителя министра транспорта и путей сообщения Ирана. В каждой иранской провинции, имеющей выход к морю и порты, вопросами морского транспорта занимается также собственное главное управление портов и судоходства. В последние годы правительство ИРИ основное внимание уделяло созданию национальной судостроительной и судоремонтной промышленности (в том числе и военной) и увеличению тоннажа торгового флота, особенно танкерного. В результате состояние и оборудование портов стало отставать от темпов развития торгового флота, а в некоторых случаях даже мешать увеличению объемов обработки морских грузов и развитию международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Ирана. Так, за 1993?2000 годы в развитие иранских портов инвестировано 477 миллиардов риалов и 11 млн долларов, то есть всего около 283 млн долларов государственных средств, благодаря чему создано в портах 4280 новых рабочих мест и в сфере обслуживания портов ? 601 рабочее место. В прошлом году позиция правительства страны в отношении развития портов, прежде всего обслуживающих транспортный коридор ?Север ? Юг?, значительно изменилась. За 9 месяцев 1380 иранского года (он начался 21 марта 2001 года) только Организация портов и судоходства ИРИ инвестировала 200 млрд риалов (около 114 млн долларов) в развитие 4 портов: Энзели, Хазар (Амирабад), Бендер-Раджаи (Бендер-Аббас) и Бендер-Хомейни (Махшехр). Сегодня в иранских портах на постоянной основе работают 311 частных компаний, уже инвестировавших за последние годы (по состоянию на 1 января 2002 года) в оборудование и сферу услуг около 250,7 млн долларов. За 11 месяцев 1380 иранского года порты страны обработали 69,2 млн тонн различных грузов, что на 1,65% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. При этом объемы перевалки сырой нефти и ГСМ уменьшились на 2% (и составили 33,27 млн тонн), а сухих грузов ? увеличились на 5,61% (35,9 млн тонн). В указанный период в портах обработано 1,66 млн тонн транзитных грузов. При этом объем нефтяного транзита уменьшился на 15%, а объем транзита сухих грузов вырос на 6% . Основное направление этого транзита ? не Россия и скандинавские страны, а республики Средней Азии. Кроме ГСМ, в числе важнейших транзитных товаров можно назвать ткани, текстильное волокно, а также продовольственные товары. Среди основных импортных грузов отмечались пшеница, ячмень, соя, рис, сахар, растительные жиры, минеральные удобрения, химические материалы, руды и минеральное сырье, а также металлоизделия. Среди основных экспортируемых грузов ? кроме нефти и ГСМ, руды и минеральное сырье, изделия из цветных (меди) и черных металлов, химическое сырье, изделия из пластмассы, сухофрукты и т. д. За 10 месяцев 1380 иранского года в портах ИРИ обработано 492580 TEУ ? на 39,3% больше, чем за тот же период предыдущего года. Интересно, что в конце 2001 года после начала боевых действий в Афганистане международные морские страховые компании увеличили размеры страховых сборов за грузы, перевозимые по Аравийскому морю в иранские порты Персидского и Оманского заливов. В результате ставки фрахта на перевозку грузов и контейнеров по Аравийскому морю также заметно выросли. Это привело к тому, что объемы перевозок грузов и контейнеров через северные иранские порты (в основном через порт Энзели) стали расти быстрее, чем через южные порты. Так, например, по состоянию на 20 декабря 2001 года, то есть за 9 месяцев 1380 иранского года, обработка импортных грузов в порту Энзели увеличилась на 29,7% и достигла 1937762 тонн. Показательно, что обработка экспортных грузов за этот же период уменьшилась на 31,9% и составила всего 65959 тонн. В октябре 2001 года для привлечения дополнительных контейнерных грузопотоков в порт Бендер-Аббас сроком на один год были снижены на 90% все портовые сборы для контейнеровозов водоизмещением более 30 тысяч тонн. Портовые сборы для контейнеровозов меньшего водоизмещения также снизили, что способствовало привлечению новых контейнерных грузопотоков в иранские порты. В конце октября 2001 года открылась новая контейнерная линия порт Шахид-Калантари (Чахбар) ? Дубай (ОАЭ), обеспечивающая перевозку контейнеров с оборудованием для строящихся промышленных объектов свободной торгово-промышленной зоны ?Чахбар? и товарами для населения (50 тыс. чел.) города Чахбар. На первом этапе на этой линии начал работать небольшой контейнеровоз, перевозящий до 60 ТЕУ. На втором этапе (в начале 2002 года) планировалось использовать контейнеровоз большего водоизмещения. В конце ноября 2001 года открылась еще одна новая контейнерная линия Бендер-Аббас (Иран) ? порт Хор эль Факкан (ОАЭ) ? порт Султан Кабус (Маскат, Султанат Оман). На ней начал работу контейнеровоз ?Жермен Скай?, рассчитанный на перевозку 300 ТЕУ. Объявленная частота судозаходов ? один раз в 7 дней. Порты Энзели и Ноушехр ? главные морские ворота международного транспортного коридора ?Север ? Юг? на севере Ирана, а порт Шахид-Раджаи ? на юге. По состоянию на 20 декабря 2001 года, то есть за 9 месяцев 1380 иранского года, порт Энзели обслужил 672 судна, что на 23,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. За этот же период из порта отправлено на паромах 85587 грузовых автомобилей и бензовозов. Сегодня в порту Шахид-Раджаи обрабатывается примерно 55% всех транзитных грузов, проходящих через порты Ирана, и практически 100% грузов, проходящих по транспортному коридору ?Север ? Юг?. В том же районе, на побережье Ормузского пролива, находится небольшой порт Шахид-Бахонар, а восточнее, на побережье Оманского залива (недалеко от пакистанской границы) ? порт Шахид-Калантари (Чахбар), которые также обеспечивают транзитные перевозки, но только по другим транспортным коридорам. Хотя транспортный коридор ?Север ? Юг? в ближайшие годы ожидает большое будущее, сейчас его развитие сдерживается слабой транспортной инфраструктурой Ирана, прежде всего морских портов на побережье Каспийского моря. В последние годы правительство ИРИ принимает активные меры для расширения и модернизации портов Энзели, Ноушехр и Бендер-Торкман, а также открытия нового морского порта Бендер-Хазар в районе Амирабад на иранском побережье Каспийского моря. Так, 12 ноября прошлого года в порту Энзели состоялась торжественная церемония ввода в строй 5 новых причалов. Теперь в эксплуатации находятся 10 причалов (ранее было 5: 1 ? для ГСМ и 4 ? для генеральных грузов), а длина причального фронта составляет 1210 метров. Сметная стоимость работ по строительству новых причалов ? около 62,7 млн долларов. После ввода в строй новых причалов мощность порта увеличилась с 2,5 до 5 млн тонн. В 1379 иранском году в Энзели обработано 2,2 млн тонн. В 2002-м планируется ввести в строй еще 5 новых причалов и довести длину причального фронта до 1760 метров. Присутствовавший на церемонии министр транспорта и путей сообщения ИРИ Ахмад Хоррам заявил, что реконструкция порта продолжится, в результате чего он будет способен принимать суда водоизмещением до 60 тысяч тонн, в том числе и с тяжеловесными грузами, и обрабатывать до 15 тысяч TEУ в год. Необходимо отметить, что в ближайшие годы развитие порта Энзели станет сдерживаться нехваткой свободных территорий и проблемами с дноуглубительными работами, причем эти проблемы существуют для всех каспийских портов Ирана. Например, порт Хазар, имеющий мощность 3 млн тонн, из-за малой глубины подходного канала использует только незначительную часть своих мощностей. По этой же причине там может не состояться намеченный на нынешний год ввод в строй 6 новых причалов. Для более эффективного использования территории портов, привлечения новых грузопотоков и инвестиций в основных портах Ирана создаются специальные экономические и свободные торгово-промышленные зоны. Каждая из этих зон отличается от других видом деятельности, площадью территории и числом рабочих мест, однако все они имеют одну общую привлекательную особенность ? налоговые льготы и гарантии по защите инвестиций. Так, в 15 км восточнее порта Энзели в районе Хасанруд на площади в 140 га (на участке длиной 5000 м и шириной 300?400 м) расположена специальная экономическая зона ?Энзели-Гольшан?. Решение о ее создании приняли в 1996 году. Правительством и частными компаниями ИРИ в развитие этой зоны инвестировано около 42 млн долларов, кроме того, иностранные инвестиции составили 4,16 млн долларов. На территории зоны расположено 19 промышленных объектов, в том числе по пошиву одежды (два цеха), изготовлению предметов гигиены (например мочалок), принадлежностей для аудио- и видеоаппаратуры, электроприборов и электроинструментов, производству и упаковке продовольственных товаров (например чая) и т. д. Специальная экономическая зона в порту Хазар еще только создается. Она будет специализироваться на переработке сырой нефти. В ней планируется построить нефтеперерабатывающий комбинат и большие емкости для хранения нефти и нефтепродуктов. Этот порт и зона ? пока единственные на побережье Каспийского моря, имеющие готовые железнодорожные подходы. В специальной экономической зоне порта Хорремшехр, расположенного на реке Шатт-эль-Араб, налажено строительство барж и маломерных судов, изготовление элементов конструкций нефтяных платформ, производство изоляции для труб нефтепроводов, а также упаковка различных товаров (кондиционеров, чая и т. д.). В северной части порта Бендер-Хомейни (Махшехр) (в 160 км юго-восточнее Ахваза) на площади в 270 гектаров находится специальная экономическая зона, где работают семь предприятий нефтехимической промышленности. В свободной экономической зоне в порту Бендер-Раджаи (Бедер-Аббас) 4 частные компании наладили сортировку, очистку и упаковку хлопка, прежде всего транзитного хлопка из Средней Азии. Имеющиеся в зоне мощности обеспечивают обработку до 500 тысяч тонн хлопка в год. Ранее работы производились в Дубае (ОАЭ). С прошлого года хлопок в эту зону доставляется специальным маршрутным поездом Ташкент ? Бендер ? Аббас. По состоянию на 11 марта 2002 года уже прошло 27 составов. В порту Шахид-Калантари (Чахбар) создается перспективная свободная торгово-промышленная зона ?Чахбар?. В соответствии с планом развития она будет соединена железной дорогой с Бендер-Аббасом, а пока все грузовые перевозки по суше в/из зоны осуществляются автомобильным транспортом. В зоне уже налажено искусственное выращивание креветок и строится завод по переработке морепродуктов. В финансировании строительства принимает участие частный инвестор из Султаната Оман. После масштабных дноуглубительных работ, проводившихся в последние годы, порт Шахид-Калантари способен принимать суда водоизмещением до 45 тысяч тонн. Из пяти грузовых причалов один (? 5) находится в границах торгово-экономической зоны ?Чахбар?. А. СПИРИН. Porti Ukraini N%2, 2002

Источник:


реклама



Статьи:
Новости Ирана за 23.09.02

Архив металлургических объявлений | Пищевое и торговое оборудование
Новостной архив предоставлен компанией ООО ЦИСИ