Архив новостей новостей об Иране
Информация об Иране. Архив новостей
Недавние новости об Иране

Выживет то, что будет востребовано жизнью

Дата новости: 26.07.02

Алексей ЛЯЩЕНКО, . Сегодня в киргизском городе Чолпон-Ата, расположенном на озере Иссык-Куль, открывается очередное заседание Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) на уровне заместителей глав правительств стран-участниц - основного рабочего органа сообщества. В повестке дня - энергетическое сотрудничество, единая сбалансированная политика по вступлению членов в ВТО, сотрудничество по охране внешних границ и многие другие важные вопросы. В заседании примет участие генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота. Перед отлетом в Киргизию он встретился с журналистами и рассказал им о своем видении целей, задач и перспектив развития этой международной организации. - Григорий Алексеевич, чем было вызвано создание ЕврАзЭС? - В октябре 2000 года пять президентов государств, которые входили в Таможенный союз (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан), решили преобразовать его в международную организацию. Цель - создание единого экономического, налогового, таможенного, энергетического и транспортного пространства, общего рынка для товаров, производимых на территории стран-участниц. ЕврАзЭС изначально задумывалось как инструмент экономического взаимодействия на постсоветском пространстве. Ситуация до сих пор во многом такова, что, разрушив с распадом СССР производственные и кооперационные связи, Россия открыла рынки, надеясь, что и другие страны сделают для нее то же самое. Но этого, по сути, не произошло. Нельзя, видимо, проводить на собственной экономике такие эксперименты, иногда она их просто не выдерживает. Между прочим, в так называемом цивилизованном мире к собственной экономике относятся весьма бережно и далеко не всегда бездумно швыряют ее в бушующее море рынка, который, дескать . Только в качестве констатации факта: в США и Канаде, например, сельскохозяйственная продукция является дотируемой со стороны государства. - Но есть все же, наверное, и политическая сторона в создании ЕврАзЭС: - После распада СССР все его бывшие республики бросились брататься со всеми, кроме своих ближайших соседей. Однако довольно скоро стало понятно, что новые друзья не готовы дружить с кем бы то ни было за счет потери своих выгод - геополитических, экономических, военно-политических... Нельзя забывать, что отношения с соседями - странами, с которыми мы граничим, важный элемент национальной безопасности. Следовательно, отношения, к примеру, с соседней Украиной, для России на порядок важнее, чем, допустим, отношения с Новой Зеландией или Парагваем, при всем уважении к этим государствам. Поэтому политика заключается, пожалуй, только в одном - установление добрососедских отношений между странами - участницами сообщества. Повторюсь, ЕврАзЭС - сугубо экономическое образование. Но развитие торгово-экономических отношений создает хорошую базу для этого. - В чем новизна вашей организации по сравнению, скажем, с СНГ? - Во-первых, принципы построения у нас несколько иные. ЕврАзЭС имеет статус международной организации, есть официальные представители стран-участниц при сообществе, мы сейчас проходим регистрацию в ООН. Второе отличие - организационное. Все решения, которые принимаются в сообществе, обязательны для исполнения всеми странами-участницами. Это вопрос принципиальный, потому что в противном случае смысла в самом принятии любых решений, которые потом не выполняются, довольно мало. В этом плане я бы сравнил ЕврАзЭС с Европейским Союзом. - Но в ЕС есть свой парламент, суд, другие органы законодательной и исполнительной власти: - Все это у нас уже создано или создается. Структура сообщества такова. Наш высший орган - межгосударственный совет на уровне глав государств - собирается один раз в год, решения на нем принимаются консенсусом. Это значит, что, если хоть одна сторона против принятия решения, оно не принимается. Межгосударственный совет на уровне глав правительств проводит совещания дважды в год. Интеграционный комитет, здесь уровень вице-премьеров - основной рабочий орган сообщества, проводящий заседания четыре раза в год или, если есть необходимость, чаще. В Санкт-Петербурге работает Межпарламентская ассамблея сообщества, в Минске создается экономический суд. Регулярно заседают Советы руководителей налоговых и таможенных служб государств, входящих в ЕврАзЭС, глав центральных банков стран сообщества: Еще одна особенность ЕврАзЭС заключается в том, что его бюджет формируется на пропорциональной основе, в зависимости от экономического потенциала каждой страны. Было решено, что 40 процентов ежегодного бюджета сообщества, который на сегодняшний день составляет около 2 миллионов долларов, дает Россия, 20 - Казахстан, 20 - Белоруссия, а Киргизия и Таджикистан - по 10. В таком же соотношении распределяются так называемые квотно-руководящие должности в секретариат от каждой страны, а также голоса при принятии решений на заседаниях Интеграционного комитета. - То есть если Россия и Казахстан или Россия и Белоруссия вместе за что-то проголосуют, получив явное большинство, то всем остальным придется принимать это как данность и соглашаться? - Почти. Нужно привлечь на свою сторону еще одну страну. Россия в принципе может заблокировать в силу большинства голосов любое решение. Хотя до этого дело не доходит. - Значит, ЕврАзЭС в большей степени интересно именно России? - Известна тенденция: в значительной степени интерес государства к участию в той или иной международной организации проявляется в том, насколько полно и в срок оно производит обговоренные выплаты. Россия платит все и вовремя. Примечательно, что иногда появляется задолженность со стороны некоторых участниц сообщества, но к концу года все платежи приходят. - В мае в Москве прошел саммит Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств. Одним из решений пяти президентов стало принятие в качестве наблюдателей в сообщество еще двух государств - Украины и Молдавии: - Это, конечно, факт примечательный. Статус наблюдателей дает Украине и Молдавии возможность участвовать во всех мероприятиях сообщества, но не дает, правда, права голосовать при принятии решений. Интерес Киева и Кишинева к экономическому сообществу понятен. 80 процентов всего экспорта Молдавии уже сейчас приходится на страны ЕврАзЭС. Или вот у Украины сейчас более 30 процентов экспорта приходится на ЕврАзЭС. Сотрудничество в рамках сообщества позволит Киеву увеличить свою экономическую активность на этом поле. А это уже - прямые финансовые выгоды. - Что нужно для того, чтобы в данном случае Украина и Молдавия стали полноправными членами ЕврАзЭС? - Страна-кандидат должна отвечать двум требованиям: иметь желание стать членом сообщества и присоединиться ко всем договорам и соглашениям, которые уже приняты в рамках ЕврАзЭС. На сегодняшний день это около 50 документов. - На московском саммите фактически завершилось и организационно-правовое оформление ЕврАзЭС. Формирование сообщества, наверное, сопровождалось уже и решением каких-то вопросов. Что удалось сделать за это время? - Формирование действительно шло параллельно с решением торгово-экономических задач. Например, идет оформление общего таможенного тарифа - все пошлины должны быть гармонизированы. Помимо этого, активным образом завершается создание зоны свободной торговли на территории стран - участниц ЕврАзЭС. Создана ассоциация , в которую вошли крупные и не только крупные предприниматели стран - участниц сообщества. Решаем также гуманитарные вопросы. К примеру, абитуриент из любой страны ЕврАзЭС согласно подписанному соглашению может поступать в любой гражданский вуз на территории любой страны сообщества на тех же правах, что и гражданин этой страны. И это работает. Или вопросы миграции. К примеру, из Таджикистана в Россию каждое лето приезжают, по некоторым данным, от 300 до 500 тысяч человек на заработки. В принципе этот процесс выгоден обеим сторонам. У России - избыток рабочих мест, у Таджикистана - рабочих рук, которые займут эти, как правило, непрестижные и не пользующиеся у россиян спросом места. Нужно лишь упорядочить этот процесс, сделать его цивилизованным и легальным, отсечь криминальный элемент, создать для людей достойные условия труда, добиться, чтобы они платили налоги: На майском саммите рассматривались весьма важные для экономики стран сообщества вопросы: координация позиций при вступлении в ВТО, основы пограничной политики, защита внутренних рынков в условиях отказа от протекционистских мер. Страны сообщества не должны друг от друга отгораживаться, но в то же время необходимо защищать и свои рынки. Экономика требует жестких правил игры. Но взаимоприемлемое решение можно и нужно искать. Что мы, собственно, сейчас и делаем. Взять, к примеру, существующие пока внутри сообщества антидемпинговые процедуры. Это ненормально и противоречит самой идее интеграции. Скажем, проблема казахстанской стали или каких-то российских продуктов... Но что самое интересное - цена вопроса и с той, и с другой стороны примерно одинакова. Если обеим сторонам отказаться от них одновременно, взаимный ущерб как бы нивелируется. Но прийти к согласию между странами, а тем более между хозяйствующими субъектами, нелегко. - Вступление России в ВТО провозглашено чуть ли не в качестве приоритета. Как можно скоординировать условия вступления в ВТО в рамках ЕврАзЭС? К примеру, Киргизия туда уже вступила, остальные - нет... - Мы договорились о координации усилий всех остальных государств при вступлении в ВТО и будем придерживаться этой договоренности. Если каждая страна вступит в ВТО со своими условиями, то между нами могут появиться границы, что также противоречит замыслу создания ЕврАзЭС: Решение этой проблемы - дело переговорного процесса, который идет довольно интенсивно. Основания для оптимизма тут у нас есть. Давайте обратимся к международному опыту: членство в Европейском союзе не мешает участвовать и в ВТО. - Сразу же после заседания глав государств ЕврАзЭС в Москве была создана Организация Договора о коллективной безопасности. Практически в том же составе, что и сообщество, плюс Армения. И все те же государства - минус Армения и Белоруссия плюс Китай - входят в Шанхайскую организацию сотрудничества. Эти организации занимаются многими политическими проблемами, выпускают совместные декларации по борьбе с терроризмом, например: Получается не только экономическая связка, но еще и военная, и геополитическая... - У нас узкая задача: вот пять стран, а вот наши экономические проблемы, все остальное - вне сферы нашей компетенции. Нам никакие другие организации не мешают. И мы не создавались в противовес чему-то, например, СНГ. ЕврАзЭС - субрегиональная модель, в рамках которой предстоит отработать новые экономические взаимоотношения между государствами. - Но даже экономика, не говоря уж о политике, всегда связана с военными вопросами. Например, торговля оружием, совместное производство вооружений: Все это вас, а особенно учитывая ваши прошлые должности, например, генерального директора тогда еще , не касается? - Пока нет. Допускаю, что, скажем, в сфере военно-технического сотрудничества может возникнуть некий экономический аспект, который нам придется решать вместе. Ну и решим, проблемы я тут не вижу. Надо понять главное. В политической, экономической, если хотите, исторической сфере мы настойчиво ищем оптимальные формы взаимодействия с нашими ближайшими соседями - СНГ, ЕврАзЭС, союзное государство Белоруссии и России... Выживет то, что будет востребовано жизнью. Источник: Красная звезда от 26.07.2002

Новости Ирана за 26.07.02
Бывшая премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто намерена вернуться на родину для участия в выборах
На туркменско-афганской границе возведут крытый таможенный терминал
Ирландец поплатился за человеколюбие
Россия и Иран в рамках реализации программы долгосрочного сотрудничества намерены создать совместный инвестиционный банк
Карзай арестовал мэра и командующего силами безопасности столицы Афганистана
Иран и Россия расширяют сотрудничество
Ирак готов решать вопрос о возвращении в страну международных наблюдателей только в комплексе с другими проблемами
Пакистанские авиалайнеры не будут использовать воздушное пространство Индии до отвода ее войск от границы
The Moscow Times: Общемировые запасы нефти оценены в 1195.1 млрд барр.
Россия примет участие в сооружении Ардаканского металлургического комплекса в Иране мощностью 8 млн тонн стали в год
Проект программы сотрудничества России и Ирана до 2012 года предусматривает взаимодействие двух сторон по более чем 20 проектам в нефтегазовой промышленности
ОАО "Ленинградский Металлический завод" завершил отгрузку паровой турбины для иранской атомной электростанции "Бушер".
В Тегеране пройдет очередная встреча рабочих групп по выработке правового статуса Каспийского моря
Правительство России одобрило проект программы развития сотрудничества с Ираном на период до 2012 года
Иран согласен допустить в страну экспертов ООН по правам человека
Азербайджан подтверждает необходимость расширения связей с Ираном
Хавьер Солана совершит поездку по ряду стран Азии
Новый министр обороны ФРГ Петер Штрук вылетел для инспекции подразделений бундесвера в Узбекистан и Афганистан
Очередная встреча рабочих групп по выработке правового статуса Каспия состоится 29 июля в Тегеране
В учениях на Каспии будет задействовано около 10 тыс. человек из всех российских силовых структур
Ирак ищет специальные стали для производства ядерного оружия ("The Washington Times", США)
Израиль: Цена борьбы с террором
В 2002 году Армения признана самой развитой страной в регионе.
Блеск и нищета турецкого рынка
Акция в Кашмире
Афганистан: борьба на всех
Выживет то, что будет востребовано жизнью
Евросоюз отказывается идти на уступки
Саратов достоин стать столицей Союзного государства, считает Павел Бородин
Индия против возобновления американских поставок оружия Пакистану
США передали Узбекистану оборудование для выявления оружия массового уничтожения
Афганский дневник
В плену социалистической психологии
Мы не одиноки
В ОПЕК нет единства
Нам с американцами есть над чем поработать
Брачный союз между Баку и Тегераном заключен
России не следует опасаться расширения НАТО
В Нардаране опять неспокойно
Воскресший из мертвых?
Азербайджанский президент полон решимости провести референдум
Американские конгрессмены подготовили резолюцию, призывающую к смене режима в Иране.
Министр национальной безопасности Ирана охарактеризовал договор между иранскими и азербайджанскими спецслужбами как высшую форму сотрудничества
Расширение Центрально-Евразийского сотрудничества - залог стабильности и процветания в регионе
реклама