Архив новостей новостей об Иране
Информация об Иране. Архив новостей
Недавние новости об Иране

Таджикистан: политика и вооруженные силы

Дата новости: 12.07.02

Сегодня много говорят и пишут о готовности армий государств Центральной Азии к решению главной задачи вооруженных сил - отражению внешней агрессии. Насколько реальна эта готовность, можно понять, лишь детально проанализировав военный потенциал государств, находящихся по периметру Центральной Азии (речь не о потенциальном противнике, а чисто географически), и состояние армий самих государств региона. Журнал "КонтиненТ", открывая новую рубрику, в меру доступности информации, берет на себя труд восполнить этот пробел. О казахстанской армии мы писали много и подробно. Очередь за нашими соседями по региону Рустам Бурнашев Алматы В отличие от вооруженных сил других государств Центральной Азии, образованных в начале 90-х годов из дислоцированных на их территории частей и соединений Туркестанского военного округа Советской Армии, в Таджикистане вооруженные силы формировались из партизанских отрядов. Первым относительно регулярным подразделением Вооруженных сил Таджикистана можно считать созданную Рахмоном Набиевым в мае 1992 года Президентскую гвардию. Она состояла в основном из кулябцев и предназначалась для разгона оппозиционных демонстраций. В этом же году Мирзо Самиев возглавил бригаду особого назначения и отдельный батальон при президенте, также сформированные в основном из кулябских таджиков. Эти подразделения составили в дальнейшем костяк боевых формирований Народного фронта. То, что основу силовых структур, поддерживающих правительство, составили кулябцы, неудивительно, поскольку с 1970-х годов они выступали в роли "младшего партнера" ленинабадцев в управлении республикой и контролировали в основном силовые структуры (Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО) также была частью этой системы, предоставляя чиновников среднего звена для Комитета национальной безопасности республики). Следующий этап формирования национальных Вооруженных сил начался в декабре 1992-го, после того как Народный фронт, возглавляемый Сангаком Сафаровым, захватил Душанбе. Считается, что в это время руководство страны (премьер-министр ленинабадец А. Абдуллоджанов и председатель парламента кулябец Рахмонов) приступило к формированию регулярных частей таджикистанской армии из отрядов Народного фронта. 23 февраля 1993 года войска столичного гарнизона прошли торжественным маршем по главной площади Душанбе. Это была констатация факта рождения национальной армии. Третий этап связан с процессами мирного урегулирования в стране. В июне 1997 года правительством Рахмонова и Объединенной таджикской оппозицией была создана Комиссия по национальному примирению и подписано Общее соглашение об установлении мира и национального согласия, предполагавшее, наряду с прочим, образование объединенной армии из множества подразделений, отрядов, группировок и банд, появившихся во время гражданской войны (Протокол по военным проблемам, март 1997), а также закрепление за бывшей Объединенной таджикской оппозицией (ОТО) тридцати процентов должностей на всех уровнях государственного управления (Протокол по политическим вопросам, май 1997). 27 июня 1999 года ОТО и правительство Таджикистана подписали согласительный протокол о роспуске и разоружении незаконных вооруженных формирований, сделав тем самым решительный шаг в создании регулярной армии. Структура и численность В настоящее время Вооруженные силы Республики Таджикистан представляют собой слабо интегрированные формирования, разбросанные по различным районам республики с целью обеспечения безопасности в "горячих" точках. Они не имеют определенной штатной структуры и четкой концепции своего строительства. Руководство страны опирается на сочетание подразделений сил безопасности, милиции и военизированных сторонников бывшего Народного фронта, а также на перешедших на сторону правительства вооруженных формирований ОТО. К числу военно-силовых и военизированных структур (Вооруженных сил) Таджикистана могут быть отнесены подразделения Министерства обороны (министр - Шерали Хайруллоев), Пограничные войска Комитета по охране государственной границы (председатель - Абдуррахмон Азимов), формирования Управления внутренних войск Министерства внутренних дел (министр - Хумдин Шарипов), подразделения Министерства безопасности (министр - Хайриддин Абдурахимов), формирования Министерства по чрезвычайным ситуациям (министр - Мирзо Зиеев), Таможенный комитет (председатель - Мирзо Низомов) и Президентская гвардии (командующий - Гафур Мирзоев). Подразделения Министерства обороны. Оценка численности подразделений Министерства обороны и их оснащения в различных источниках значительно расходится. По данным местных экспертов, Вооруженные силы Таджикистана насчитывают около 20 тыс. человек. Правительственная армия включает около 12 тыс. человек, имеет около 200 БТР, 35 танков, более 200 орудий и минометов. Еще около 8 тыс. человек входит в интегрированные отряды ОТО. По данным "Независимой газеты", численность правительственных сил составляет около 7 тыс. человек, имеющих на вооружении 40 танков, 125 боевых бронированных машин и 24 артиллерийские системы. По сведениям Международного института стратегических исследований (Лондон), численность армии Республики Таджикистан составляет 6 тыс. человек в составе двух моторизированных бригад (одна тренировочная), горной и артиллерийской бригад, бригады и отделения (батальона) специальных сил и ракетного полка. Считается, что Министерство обороны в целом поддерживает Рахмонова, однако не стоит забывать и факта мятежа отряда быстрого реагирования Министерства обороны под командованием полковника М. Худойбердыева в 1996 и 1997 годах. Пограничные войска Комитета по охране государственной границы. В пограничные войска организационно входят две пограничные бригады общей численностью около 1200 человек. Значительное число пограничников, особенно среди охраняющих таджикско-узбекскую границу в Ленинабадской области - бывшие бойцы оппозиции. Существует мнение, что решение об их отправке на границу с Узбекистаном было преднамеренным. Правительство Таджикистана опасается, что отряды Худойбердыева, как и в 1998 году, могут попытаться пересечь границу, и надеется, что бывшая таджикская оппозиция будет более решительно противостоять этому. Формирования Управления внутренних войск МВД. Учитывая то, что основные угрозы нынешнему режиму в Таджикистане происходят не извне, а изнутри страны, основу Вооруженных сил составляет не армия, а формирования Управления внутренних войск МВД общей численностью до 15 000 человек. На вооружении имеется 15 боевых вертолетов (пять "Ми-24" и десять "Ми-8"). Ключевое место среди формирований МВД занимает 1-я оперативная бригада особого назначения (командующий - генерал-майор Сухроб Касымов). Бригада была образована в 1994 году из оперативного полка (до 1993-го - Душанбинский ОМОН). Основу бригады составляет отряд самообороны, образованный Касымовым еще в 1992 году в Душанбе. В 1998-м бригада принимала участие в подавлении мятежа Худойбердыева в Ленинабадской области, за что Касымов получил звание генерал-майора. Бригада оценивается как наиболее организованное, обученное и обеспеченное вооружением подразделение в Таджикистане. В организационно-штатную структуру входят 4 батальона (оперативный, специального назначения, мотострелковый, патрульно-постовой службы), 4 отдельные роты (разведки, комендантская, автомобильная и связи) и 2 спецотряда (горных егерей и горнолыжников). Личный состав - 2300 военнослужащих. Все подразделения бригады оснащены спутниковой связью. До 70 процентов офицеров бригады - выпускники российских военных учебных заведений (Рязанское высшее воздушно-десантное училище, Пермское и Санкт-Петербургское училища внутренних войск). Подразделения Касымова эксперты относят к оппозиционным Рахмонову группам и считают, что они более склонны поддерживать М. Убайдуллоева - председателя верхней палаты парламента и мэра Душанбе. Подразделения Министерства безопасности. Наблюдателями отмечается, что таджикистанское Министерство безопасности остается одной из самых сильных спецслужб на территории СНГ. Считается, что таджикистанская спецслужба является активной сторонницей интеграции спецслужб стран СНГ. Оценить численность подразделений министерства не представляется возможным из-за закрытости информации. Считается, что Министерство безопасности в целом поддерживает Убайдуллоева. Формирования Министерства по чрезвычайным ситуациям. Министерство по чрезвычайным ситуациям было образовано из соответствующего комитета в июле 1999 года для того, чтобы дать одному из влиятельных полевых командиров ОТО Зиееву иллюзию власти. Формально министерство не имеет полномочий вмешиваться в вооруженные конфликты и внутренние беспорядки. Однако Зиеев удвоил число сотрудников и расширил полномочия своего ведомства. В настоящее время формирования МЧС включают около 2-2,5 тыс. бойцов и контролируют ключевые участки таджикско-киргизской и таджикско-узбекской границы. Фигура самого Зиеева достаточно противоречива. Во время гражданской войны командиром его штаба был лидер Исламского движения Узбекистана (ИДУ) Джума Намангани. В дальнейшем они продолжали сотрудничество, суть которого до конца не ясна. Однако контакты Зиеева оказались полезны Рахмонову, когда в конце октября 1999-го Зиеев участвовал в переговорах по освобождению заложников, захваченных ИДУ в Киргизии. В январе 2001 года Зиеев вел переговоры об уходе членов ИДУ из Таджикистана в Афганистан. В то же время в случае серьезного раскола в правительстве нет уверенности, что подразделения Зиеева останутся лояльными Рахмонову. Нерегулярные вооруженные формирования оппозиции. Можно утверждать, что кооптированные лидеры ОТО в целом как минимум нейтральны Рахмонову, по крайней мере, внешне. Однако в Таджикистане сохраняются и иррегулярные вооруженные формирования оппозиции. Хотя большинство командиров ОТО поддержали мирный процесс, не все бойцы отрядов ОТО сумели влиться в силовые структуры Таджикистана. Некоторые из них, прежде всего те, полевые командиры которых не получили места в новых властных структурах, не согласились на самороспуск и отказались принять мирное соглашение 1997 года. В конце 90-х годов ОТО располагала примерно 5000 вооруженных бойцов. К марту 2000-го в соответствии с соглашением 1997 года 4498 бойцов ОТО были интегрированы либо в состав армии, либо в структуры безопасности. В Гарме и ГБАО почти все бывшие члены вооруженной оппозиции вошли в состав МВД. Хотя интеграция оппозиции в вооруженные структуры прошла более или менее успешно, властям оказалось трудно финансировать армию. 23 июня 2000 года правительство объявило, что 4000 бывших солдат ОТО, влившихся в состав армии, будут демобилизованы к 1 августа. Однако в итоге было демобилизовано лишь 1500 человек. Некоторые из них вновь вступили в иррегулярные вооруженные формирования. С 1 августа 2000-го в Таджикистане был ликвидирован институт контрактной службы, что также сократило численность бывших боевиков ОТО в составе государственных силовых структур. Иррегулярные формирования пополняются и за счет того, что хотя в рамках мирного соглашения была объявлена амнистия, чтобы способствовать интеграции командиров и бойцов, те, кто в 2001-м в соответствии с амнистией сдал оружие, стали объектом расследований и арестов. После окончания гражданской войны полевые командиры, не принявшие участия в интеграции, сохранили контроль над зонами своего влияния - Дарбанд (сфера влияния Мулло Абдулло), Гарм (сфера влияния М. Низомова), Джиргаталь (сфера влияния М. Искандарова, председателя Демократической партии Таджикистана), Тавильдара (зона М. Зиеева), Калаи-Хумб (область С. Мухаббатова, председателя Комитета по нефти и газу), Куляб (зона братьев Чоловых), Дангара (родина Э. Рахмонова), Кофарнихон (зона влияния первого вице-премьера А. Тураджонзоды), Курган-Тюбе (бывшая область М. Худойбердыева, теперь - сфера влияния групп, подконтрольных М. Зиееву), Варзоб (зона С. Касымова). Вне контроля остается большая часть Гармской области и Каратегинская долина, где находится большое число беженцев из Узбекистана, а также Кофарнихонская зона, где полевые командиры поддерживают первого вице-премьера Ходжи Акбара Тураджонзоду и, как считается, нейтральны по отношению к душанбинскому правительству. Фактически не подчиняется центральной власти Горно-Бадахшанская автономная область. Власть в области осуществляется отрядами самообороны численностью до 3000 человек. В районах Припамирья действует Совет Джихада Бадахшана, возглавляемый Саламом Мухаббатовым. Определить численный состав этих вооруженных формирований достаточно сложно, поскольку они сливаются с местным населением и могут свободно пополнять свои ряды. Основными источниками существования этих формирований является мародерство, "дорожные сборы", похищение людей и наркобизнес. Главный же фактор дальнейшего существования иррегулярных вооруженных формирований - поддержка их местным населением (психологическая готовность оказывать помощь, не боясь наказания властей, и демографический ресурс). Душанбе пытается взять ситуацию под свой контроль, проводя локальные операции по ликвидации незаконных вооруженных формирований. В сентябре 2000 года в Дарбанде (центральный Таджикистан) была проведена операция против отряда Мулло Абдулло (около 28 боевиков было убито, 40 взяты в плен). Сам Мулло Абдулло был пленен в горах Кандагара американским спецназом весной 2002-го. Отряд Мулло Абдулло составлял костяк формирований ИДУ. Есть сведения, что в 1999-2000 годах ему покровительствовали высокопоставленные чиновники правительства Рахмонова, а также иранские и российские спецслужбы. В августе 2001 года был организован рейд против отряда (150-200 человек) Рахмона Сангинова и Мансура Муаккалова. В ходе операции оба лидера погибли, также было убито 36 и задержано 66 боевиков. Исламское движение Узбекистана. Официально ИДУ большей частью дислоцируется за пределами Таджикистана, однако оно активно влияет на военно-политическую ситуацию в республике. Боевики, составившие основу движения, воевали в Таджикистане с начала гражданской войны. В 1996 году один из лидеров движения Джума Намангани являлся "начальником штаба" Зиеева, тогда еще полевого командира ОТО. ИДУ приписываются Баткенские события 1999 и 2000 годов (локальные и, по оценке экспертов, плохо подготовленные акции), а также серия взрывов в Ташкенте в феврале 1999-го, в результате которых погибло 16 человек. Формирования движения совершали свои рейды в Киргизию и Узбекистан из Каратегинской долины. В начале 2001 года таджикские спецслужбы объявили, что вывезли подразделения ИДУ из Таджикистана - 250 боевиков и членов их семей (всего свыше 300 человек). На середину 2001-го активными членами движения, по различным оценкам, являлись от 200 до 2000 человек. Считается, что в ходе военной операции США в Афганистане они сражались на стороне движения "Талибан". Лагеря и силы ИДУ стали объектом атак США и понесли серьезные потери. Поступили сообщения о гибели Намангани, которые не получили фактического подтверждения. Существует вероятность, что оставшиеся члены движения могут попытаться вновь проникнуть в Таджикистан или уже сделали это. Отсутствие правительственного контроля в Гармской области, где, по крайней мере до 2000 года, располагались базы движения, может позволить оставшимся членам ИДУ вновь укрепиться там. Комплектование и подготовка кадров Вооруженные силы Республики Таджикистан строятся на принципах кадровой регулярной армии. С 2000 года набор в них осуществляется исключительно по призыву. Сохраняется тенденция к формированию подразделений по местническим и семейно-родственным принципам: командиры стараются подбирать бойцов из своей местности. Срок службы рядового и сержантского состава - два года. Мобилизационный резерв в настоящее время определить достаточно трудно. Отток из республики офицеров Советской армии в конце 1980-х - начале 1990-х предельно обострил проблему комплектования национальной армии подготовленными кадрами. Основную часть военнослужащих срочной службы составляет малограмотная и неподготовленная молодежь. Однако в численном отношении проблем с призывом нет. В настоящее время офицеров готовит Высший военно-инженерный колледж (Душанбе). Создан военный лицей (аналог суворовского училища). Бойцы МВД проходят обучение на горных учебных базах "Навруз" и "Шарвода". Офицеры также готовятся в военных учебных заведениях России, которые ежегодно принимают около 100 курсантов из Таджикистана (всего в настоящее время там обучаются около 500-600 граждан Таджикистана). В российских военных учебных центрах обучается и младший командный состав таджикской армии. Курсанты из Таджикистана также обучаются на Украине и в Китае. Кроме того, следует учесть огромное влияние на процесс подготовки кадров аппарата российских военных советников при Министерстве обороны республики, который выполняет свои функции уже в течение пяти лет. Уровень военной подготовки Вооруженных сил можно оценить как достаточно высокий для ведения "мятежевойны", диверсионных актов и рейдов и т. п. Можно отметить высокую тактическую маневренность боевых подразделений, навыки ведения боевых действий в горных условиях, минно-взрывное дело, развитую систему связи (в том числе и космической). Несмотря на большой боевой опыт, навыков управления соединениями оперативного характера у большинства таджикских военных деятелей нет. В своем большинстве они зарекомендовали себя хорошими тактиками, весьма посредственными руководителями оперативного звена и откровенно слабыми стратегами. Военно-экономическое обеспечение Расходы Республики Таджикистан на оборону относительно стабильны и составили в 2000 году 82 млн. долл. (при бюджете - 19 млн. долл.). При этом по сравнению с 1999-м они сократились на 10,9 проц. Ограниченность расходов на оборону продиктована объективной экономической ситуацией в стране. Считается, что в целях экономии бюджета Таджикистан отказался от института контрактной службы и сокращает численность армии. Остро стоит вопрос материально-технического обеспечения Вооруженных сил. До сих пор испытывается нехватка техники, оружия, боеприпасов, военного имущества. Существенное значение здесь имеет отсутствие в Таджикистане военно-промышленной базы. Значительная часть промышленных предприятий северного региона, производивших продукцию военного назначения, являлась частью различных компонентов военно-промышленного комплекса СССР, производить или ремонтировать вооружение и военную технику они не в состоянии. Международное военное и военно-техническое сотрудничество Формально международное военное и военно-техническое сотрудничество Таджикистана началось с ввода на его территорию коллективных миротворческих сил, которые на данный момент прекратили свое существование. На момент их создания (сентябрь 1993) в них вошли российская дивизия (около 6 тыс. человек), узбекский (450 чел.) и киргизский (400) батальоны. В сентябре 1994-го было принято решение о доведении численности миротворческих сил до 16 тыс. человек. Однако в 1995-1997 годах Киргизия вывела свой батальон из Таджикистана, а Узбекистан сохранил присутствие лишь одной роты (100 чел.), которая покинула Таджикистан в ноябре 1998-го. В дальнейшем Узбекистан вывел с территории Таджикистана и присланных ранее пограничников. В феврале 1999-го из Таджикистана был выведен киргизский пограничный батальон, а в 2000-м - казахстанский. Таким образом, в Таджикистане остались лишь российские войска, представленные 201-й мотострелковой дивизией, несколькими отдельными частями, узлом системы контроля космического пространства (все они должны войти в состав российской военной базы), а также Оперативной группой пограничных войск. Россия. Отношения России и Таджикистана в военной сфере основываются на Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (подписан 25 мая 1993 года) и Договоре о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан (16 апреля 1999 года). Однако последний до сих пор не вступил в силу - несмотря на то что он был ратифицирован обеими сторонами, обмен ратификационными грамотами затягивается. В состав 201-й мотострелковой дивизии (командующий - полковник Юрий Перминов) входят три мотострелковых полка, артиллерийский полк, танковый батальон и подразделения боевого обеспечения, в том числе - отдельная вертолетная эскадрилья. Дивизия расположена в трех крупных населенных пунктах - Душанбе, Курган-Тюбе и Кулябе. По данным Лондонского международного института стратегических исследований, численность дивизии - 8 тысяч человек. На вооружении находятся: танки Т-72 - 128, БМП и бронетранспортеры - 314, САУ - 120. Подразделения дивизии задействованы в прикрытии 11 оперативных направлений таджикско-афганской границы, в охране ряда важных объектов страны и российских учреждений. Дивизия имеет силы и средства ПВО. Однако совместное дежурство с ПВО Таджикистана не налажено, есть лишь разделение по зонам ответственности и взаимодействие. Таджикистан - единственная центральноазиатская страна, где российские войска охраняют внешнюю границу. Пограничные войска Российской Федерации в Республике Таджикистан представлены Краснознаменной оперативной группой пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации (управление группы дислоцируется в Душанбе) в составе 48 (Пянджского) и 117 (Московского) пограничных отрядов, несущих охрану государственной границы с Афганистаном и Китаем. Их общая численность составляет 14,5 тыс. человек. При этом собственно российские военнослужащие - в основном командный состав. Основную часть рядового состава составляют граждане Таджикистана, проходящие действительную военную службу. Группа образована 19 октября 1992 года, а ее статус регламентируется Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о правовом статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Таджикистан. При Министерстве обороны Республики Таджикистан на основе межправительственных соглашений между Россией и Таджикистаном сформирован аппарат Главного военного советника, при помощи и непосредственном участии которого проводится военное строительство в республике. Для создания возможности принимать бомбардировщики российской дальней авиации при участии России идет реконструкция военного аэродрома в Чкаловске. Узбекистан. Достаточно сложны военно-политические отношения между правительствами Узбекистана и Таджикистана. В 1992-1994 годах Узбекистан оказывал политическую поддержку и военное содействие правящей коммунистической элите (ленинабадский клан) и проправительственному Народному фронту. Однако с началом усиления кулябской группы в 1995-м, политика Ташкента изменилась с целью образовать альянс между ленинабадской элитой и таджикской оппозицией. В октябре 1998 года между Россией, Узбекистаном и Таджикистаном была подписана Декларация о всестороннем сотрудничестве трех стран, которая фиксировала, что стороны будут координировать усилия по противодействию распространению агрессивного религиозного и иного экстремизма, попыткам силовым путем извне или изнутри изменить конституционный и общественный строй, нарушить территориальную целостность страны. Предусматривалось, что каждая из сторон будет воздерживаться от поддержки действий, направленных против другой стороны, или от участия в таких действиях и не допустит использования своей территории в целях их подготовки или осуществления, а также предусматривалось право государств в случае совершения против них агрессии получать и предоставлять военную помощь друг другу. Однако уже в ноябре 1998-го действия отрядов Худайбердыева в Ленинабадской области вызвали кризис в отношениях между Узбекистаном и Таджикистаном. Отношения еще более ухудшились в 1999 и 2000 годах, когда Узбекистан обвинил Таджикистан в том, что последний позволяет формированиям Исламского движения Узбекистана действовать со своей территории. Официальные лица Узбекистана утверждают, что еще в 1998-м предупреждали Таджикистан о нахождении на его территории узбекских мятежников, однако таджикские власти отрицали это. Существует мнение, что отказ Таджикистана действовать против ИДУ отчасти был ответом на инцидент с Худойбердыевым. США и НАТО. Значительно изменилась ситуация после начала военной операции США в Афганистане 7 октября 2001 года. Однако несмотря на то, что решения правительств государств Центральной Азии о предоставлении территории своих стран войскам государств НАТО кардинальным образом меняют ситуацию, утверждать, что США становятся доминирующей силой в Центральной Азии, преждевременно. Хотя сообщения о том, что в Таджикистан для сбора сведений и подготовки возможных операций против боевиков Бен Ладена направлена группа американских военных, стали появляться еще в августе 2001-го, реакция Таджикистана на военную операцию США была осторожной и временами противоречивой. В настоящее время подразделения США расположились на аэродромах Душанбе и Куляба. Хотя оперативная емкость этих аэродромов невелика, с оперативно-стратегической точки зрения, они достаточно выгодно расположены и наряду с использованием аэродромов в Киргизии, Узбекистане и Казахстане позволяют взять под контроль весь Центрально-Азиатский регион. В настоящее время США также прилагают усилия для укрепления участков таджикско-афганской границы, самостоятельно контролируемой таджикскими военными (70 км в ГБАО). Считается, что эти участки наиболее слабо защищены и используются для провоза наркотиков. 18 января 2002 года по обвинению в причастности к наркобизнесу в отставку было отправлено все прежнее руководство таджикистанского Комитета по охране государственной границы. Действия США сводятся к предоставлению финансовой поддержки и подготовке специалистов для охраны границы. Помимо этого после начала антитеррористической операции в Афганистане США отменили эмбарго на поставку оружия и военной техники Душанбе, сохранявшееся в течение десяти лет. 20 февраля 2002 года Таджикистан, последний из государств Центральной Азии, присоединился к программе НАТО "Партнерство ради мира". Таджикистан является участником Договора о коллективной безопасности стран - участниц СНГ и "Шанхайской пятерки" (Шанхайской организации сотрудничества). Статья подготовлена с использованием материалов "Бюллетеня по проблемам беженцев" (Российская Академия наук), Международной группы по предотвращению кризисов, Центра Карнеги, РИА "Новости" Агентства WPS, ряда газет, монографических и справочных изданий. Источник: Журнал "КонтиненТ" от 11.07.2002

Новости Ирана за 12.07.02
Портрет диктатора
Иранская дипломатия должна постараться, чтобы судьбы Ирана и Ирака не переплелись друг с другом
Кувейт отвергает какую-либо возможность нанесения со своей территории американского атакующего удара по Ираку
Американцы расширят зону поиска талибов и боевиков "Аль-Каиды" на афганскую провинцию Кунар
Иракская военная оппозиция в изгнании начнет 3-дневную встречу в Лондоне
Духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи призвал население воздержаться от беспорядков
В Израиле опасаются химической или биологической атаки
Специальная авиадесантная служба Великобритании готовится к войне в Ираке ("The Times", Великобритания)
Споткнувшаяся сверхдержава ("Rheinische Merkur"; Германия)
Америка в стороне ("The New York Times", США)
Афганские беженцы - реальная угроза для Кабула
Турция на пороге политических перемен
Германия, Россия и мировой порядок
США не могут найти предлог для вторжения в Ирак
Сотрудничество в области нефти между Ираном и Йеменом
Летчик для самолета 5-го поколения
Сотрудничество между Турцией и Ираном способствует укреплению мира в регионе
Таджикистан: политика и вооруженные силы
Переговоры с финансовыми институтами об инвестировании проекта Баку-Джейхан идут успешно
Очередная Ирано-Азербайджанская встреча рабочих групп по статусу Каспия завершилась в Тегеране
В Баку надеются выяснить причины взрыва на азербайджанском танкере
Президент Таджикистана призывает к борьбе с религиозным экстремизмом
На Каспии становится тесно от газовых альянсов
НАТО и страны Балтии бросают вызов
Осечка Арафата
Нельзя делить народы на "чистые" и "нечистые"
Убийство Кадира обостряет политические разногласия в Афганистане
Спецпосланник США в Афганистане: Иран предоставил экономическую помощь Афганистану, одновременно оказав поддержку оставшимся силам "Талибана".
Азербайджан и Иран провели 8-11 июля очередной раунд двусторонних консультаций по правовому статусу Каспия
Армения и Иран подписали меморандум "О сотрудничестве в области электроэнергетики" (11.07.02
Иракские шииты пошли по новому пути
В США проживает около 5 тысяч человек, причастных к "Аль-Каиде"
Москва. На Ваганьковском кладбище в пятницу состоится торжественное открытие памятника на могиле выдающегося футболиста Игоря Нетто.
В Иране имам, последователь идей аятоллы Хомейни. после 30 лет служения отказался от выполнения своих обязанностей
Внутриправительственный мятеж
Двойные стандарты
Вражда с Америкой не всегда убыточна
реклама