Архив новостей новостей об Иране
Информация об Иране. Архив новостей
Недавние новости об Иране

Согнем ось зла в дугу стабильности

Дата новости: 28.05.02

Андрей МИЛОВЗОРОВ С таким лозунгом выступает сегодня Россия, стремясь примирить мировые "добро" и "зло" и попутно упрочить свои собственные позиции в этом мире. Путин уверен, что создаваемый механизм сотрудничества России и НАТО в рамках "двадцатки", а также сотрудничество России со странами Азии (Центральной и не очень, в частности, с Китаем в рамках ШОС), позволит создать "дугу стабильности в мире", которая протянется от Атлантического до Тихого океана, опоясывая с юга Россию. Таким образом, полагает наш президент, "мы можем выйти на очень перспективную организацию". Тезис о "дуге" прозвучал в ежегодном Послании Президента-2002, и дугу уже окрестили "курской". Нет сомнения в том, что этот тезис - "наш ответ Чемберлену", и даже сам термин "дуга" выбран российским президентом не случайно, а в духе полемики с Вашингтоном. "Дуга" - это предложенный вариант решения той проблемы, которую ранее обозначил Буш, выдвинув свою печально знаменитую концепцию об "оси зла", якобы пронзившей Евразию в самое сердце. Путин обозначил географические очертания своей "дуги стабильности" следующим образом: страны НАТО, Россия, страны Центральной Азии и Китай. Если переложить все это на карту мира, то получается, что наша дуга не просто проходит в непосредственной близости от пресловутой оси (мысленно прочерченной от Ирана к Северной Корее), но и выгибает ее к югу. А погнутая ось, вроде, уже и не страшна вовсе. Возникает вопрос: а прогнется ли ось? Говорят, прогнется обязательно, точнее, вообще сплавится с нашей дугой: ведь страны, так лихо приписанные Бушем к злой оси (Иран, Ирак, КНДР), - друзья России и с точки зрения Москвы опасности не представляют. Изобретение Путина, как считают эксперты, ожидает лучшая участь, так как при обеспечении стратегической стабильности, о которой говорит и Буш, "дуга" не уменьшает, а, наоборот, расширяет круг потенциальных участников новой коалиции. Тот же Иран мыслится в их числе. Стабильность будет растекаться от "дуги" к периферии континента, однако ее костяк, по российскому замыслу, должны составлять благонадежные элементы - "цивилизованные" региональные организации коллективной безопасности. Западный фланг в этом смысле прикрыт основательно - там НАТО. На востоке - Шанхайская организация сотрудничества, где локально доминирует Китай. А в центре? Среднюю часть дуги составит новая, только что созданная оборонительная организация. (Вернее, в данном случае новое - это, как всегда, недобитое старое.) На ее создание пошли шесть республик СНГ, которые еще 10 лет назад договорились о своей коллективной безопасности, подписав в мае 1992 года соответствующий договор. И вот теперь Договор о коллективной безопасности (ДКБ) бывших братских республик преобразован в региональную межправительственную организацию, соответственно, ОДКБ. Создали ее по всем международно-правовым "понятиям" - в соответствии со статьей VIII Устава ООН, к ноябрю должны разработать все механизмы. Впрочем, страны СНГ идут проторенной дорогой. В свое время другой региональный договор о коллективной безопасности - Соглашение по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) был аналогичным образом преобразован в организацию - ОБСЕ. А у нас теперь ОДКБ. Случайно или сознательно, но даже аббревиатуры оказались похожи. А что по сути нового? Прежде всего, усилится военная составляющая ДКБ. В частности, будет налажено взаимодействие между тремя направлениями "обороны": восточноевропейским (Россия - Белоруссия), кавказским (Россия - Армения) и центрально-азиатским (Россия - Казахстан - Киргизия - Таджикистан). Будет создан единый межгосударственный орган военного управления. Военные довольны: в отличие от аморфной структуры, которую представляет собой Штаб по координации военного сотрудничества СНГ, Коалиционный штаб (КШ) ДКБ создается в рамках структуры российского Генштаба и в основном из российских кадровых военнослужащих. Он будет управлять коллективными силами быстрого развертывания и взаимодействовать с международными военными структурами - Антитеррористическим центром, штаб-квартирой НАТО, Шанхайской организацией сотрудничества и т.п. Параллельно будут развиваться коллективные силы быстрого реагирования (КСБР) стран ДКБ в Центральной Азии. Кроме того, к великому удовольствию среднеазиатских республик, подписан документ, согласно которому военную технику странам-участницам ДКБ Россия будет продавать на льготных условиях. Аналогичные условия будут созданы и в сфере подготовки военных кадров. Впрочем, не только республики Средней Азии выиграют от этих льгот. Сама Россия не меньше их заинтересована в военно-техническом сотрудничестве стран ДКБ, ведь от этого напрямую зависит ее влияние в регионе. Здесь мы подошли к самому больному вопросу коллективной безопасности СНГ - проблеме отсутствия единства и общепризнанного лидера среди стран-участниц ДКБ. Эта проблема на протяжении десяти лет не давала экс-республикам СССР не только сформировать полноценный военный блок на основе ДКБ, но даже попросту жить в мире друг с другом. В 1992 году Договор был подписан Россией, Арменией, Казахстаном, Таджикистаном, Киргизией и Узбекистаном. Затем к нему присоединились три республики - Азербайджан, Грузия и Белоруссия. Но, увы, военного союза не получилось: став государствами, республики обзавелись серьезными межгосударственными противоречиями. В результате внутри ДКБ проявились "линии разломов" - между Грузией и Россией, Узбекистаном и Таджикистаном, Арменией и Азербайджаном... Лидерство в рамках ДКБ изначально было естественной монополией России, однако далеко не всех это устраивало, да и сама она не прикладывала должных усилий к тому, чтобы "соответствовать занимаемой должности". В результате всего этого ДКБ со временем превратился в некое виртуальное объединение, а в 1999 году три республики - Узбекистан, Азербайджан и Грузия - вообще вышли из Договора. Без них, впрочем, единство участников ДКБ и их лояльность по отношению к России стали "менее виртуальными". Однако новые и, возможно, более серьезные проблемы возникли после событий 11 сентября. До тех пор никто извне не оспаривал военно-политический авторитет России в Центрально-азиатском регионе. После 11 сентября, под хорошим предлогом антитеррористической операции, американцы начали вытеснять Россию из ее военно-политической ниши в регионе. Причем в контексте общемировой ситуации Россия вынуждена мириться с нахождением военных баз США в зоне ее традиционных интересов. А среднеазиатские республики получили альтернативу в вопросе обеспечения безопасности: Россия или НАТО. Многие склоняются не в пользу России... Когда прогремели взрывы авиалайнеров в США и даже когда американские вооруженные силы проводили акцию возмездия в Афганистане, участники ДКБ усиленно занимались формированием своих коллективных сил быстрого реагирования. Однако для полномасштабного участия в антитеррористической операции в Афганистане у ДКБ (т.е. у России) не нашлось соответствующих военно-технических и финансовых возможностей, а главное - политической воли. В Центрально-азиатском регионе сложилась крайне нелепая для ДКБ ситуация, когда ряд государств-участников Договора предоставили свои территории и аэродромы под военные базы стран НАТО, фактически вступив с ними в военно-союзнические отношения. "Договор о коллективной безопасности мертв", - уверяют многие обозреватели, расценивая создание ОДКБ как попытку реанимировать труп. Присутствие войск антитеррористической коалиции делает бессмысленным дальнейшее развитие сил быстрого реагирования ДКБ, так как они создавались именно с целью снятия угрозы из Афганистана. Теперь же стабильность в регионе будет неплохо контролироваться базами НАТО. Другие эксперты считают, что у коллективной безопасности СНГ, напротив, большое будущее, правда, туманное. Они проводят аналогию между ОДКБ и Варшавским договором. Сейчас, говорят эксперты, странам ДКБ никто реально не угрожает. Но Россия хочет создать свой военный блок в противовес плану расширения НАТО на Восток. И действительно, если цель ОДКБ - защищать южные границы СНГ от недобитых талибов, то зачем ей, скажем, единая система ПВО? Нет, расчет делается на более серьезного противника, так сказать, на крупную дичь... Такие амбиции отчасти подтверждаются заявлением Александра Лукашенко: "Организация Договора о коллективной безопасности будет прочной военно-политической организацией, мощным центром силы на постсоветском пространстве. Она будет настолько мощной, что другие военно-политические организации, в частности НАТО, будут считаться и сотрудничать с ней". Настолько мощной, что даже страшно! Не пахнет ли это возрождением биполярного мира? Вполне реально, ибо однополярный мир мало кого устраивал, а многополярный так и не удалось создать. Но вернемся все-таки к тому, с чего мы начали, - к путинской "дуге стабильности". Именно эта концепция сейчас может оказаться тем третьим путем, который одновременно и оправдает существование ОДКБ, и не даст возникнуть новому противостоянию между Западом и Востоком. Именно в этом духе прозвучали слова Путина: "Страны ДКБ сотрудничают и дружат не против кого-то, а против угроз, с которыми мы сталкиваемся". Он добавляет, что ОДКБ готова сотрудничать с другими организациями подобного рода "как на Западе, так и на Востоке, как с НАТО, так и с ШОС". Однако есть и у этой модели свой негативный сценарий. Людям (особенно военным и политикам) свойственно искать врагов и угрозы, даже там, где их нет и быть не может. Ведь это воодушевляет людей и оправдывает средства. Так вот, дуга, которая задумана как некий хребет стабильности Евразии, от которого оная стабильность должна распространяться по свету к северу и к югу, может на деле превратиться в пропасть, разделяющую Север и Юг. И "ось зла" из вымысла может вдруг стать реальностью и не захочет сплавляться с дугой в одно безопасное целое. Получится натуральное "столкновения цивилизаций" по Хантингтону... Но это все пока еще просто гипотезы, более или менее правдоподобные. ОДКБ только создается, опыт предшествующего десятилетия у нее в основном негативный, так что ей очень далеко до "дуги стабильности". Для начала не худо бы обеспечить свое внутреннее единство и согласованность. А в качестве ответа на придуманную в Вашингтоне "ось" наша виртуальная "дуга" вполне сгодится. Источник: Утр.ру от 27.05.2002

Новости Ирана за 28.05.02
Иранский профессор подтвердил необходимость запуска Ираном спутника
Иранский министр обороны считает Буша диким ковбоем
Никто не поддерживает действия США, кроме них самих
Комплимент от Джорджа Буша
Согнем ось зла в дугу стабильности
Почему Москва "отдает" Тегеран без боя?
Жириновский: "С Азербайджаном нужно свернуть все отношения и закрыть границу"
Иранские врата
В результате давления со стороны США переговоры Ирана с Евросоюзом приостановлены
Гарантии добрососедства
Замзам-Кола: пей новую легенду!
Каспийский регион- рай для инвесторов
Махнем не глядя
Запах Каспия возбуждает бизнес
Иран определил основную структуру нефтеносных районов и объемы запасов углеводородов на юге Каспия
Поток мимо нас
Ракетный ответ тегерана
Министр обороны Ирана рассказал Бушу историю Дикого Запада
В России отмечается День пограничника
На юге Ирана разбился военный самолет "Фантом-4"
Россия и США договорились о проверке Ирана
Иран решил разместить евробонды
Америка хочет завершить кольцо блокады вокруг Ирана
реклама