Архив новостей новостей об Иране
Информация об Иране. Архив новостей
Недавние новости об Иране

Там, где появляются американцы, возникают проблемы для авторитарных режимов

Дата новости: 14.05.02

Вопрос: Можно ли ожидать, что предстоящая встреча президентов России и США станет настоящим прорывом в отношениях двух стран? Злобин: Президенты России и США должны встречаться гораздо чаще - в этом случае никто не будет ожидать от одного визита каких-то исторических решений. Впрочем, встреча Буша и Путина обречена на успех - чиновники обоих государств постараются, чтобы проблем не возникло и оба президента получили максимум удовольствия от этой встречи. Но мне кажется, что повестка дня этой встречи здорово отстает от тех возможностей развития наших отношений, которые мы можем и должны достичь. Повестка встречи очень напоминает стародавние времена, встречи Никсона и Брежнева: вопросы контроля за вооружениями, права человека, культурный обмен, энергетика... Я не вижу здесь большого прорыва. Наши ожидания превышены, и, как мне кажется, нас ждет немало разочарований. Вина лежит на элитах обоих государств, которые до сих пор привычно себя чувствуют, когда речь идет о подсчетах боеголовок. Но холодная война кончилась, ситуация изменилась - очевидно, что Россия и Америка даже в страшном сне не могут иметь никаких агрессивных намерений в отношении друг друга. Но, тем не менее, когда встречаются президенты они говорят именно о ракетах и боеголовках. Эта встреча могла бы быть прорывом, но боюсь, что прорывом она не станет. Народы обоих стран заслужили более серьезного отношения друг к другу и более современной повестки дня. В ней должны присутствовать не только вопросы, которые пришли из прошлого, но и вопросы о нашем будущем. Ничего не говорится о возможностях, например, технологического сотрудничества, которое имеет большие перспективы, например, в области ракетной техники, медицины. Боюсь, что если эти темы не получат, если можно так выразиться, "благословения" двух президентов, то движение вперед в этом направлении замедлится или будет снова отложено на неопределенный срок. Однако, визит Буша в Россию может сыграть позитивную роль. Он в состоянии, во-первых, закрыть противоречия, которые сохранились между США и Россией со времен Холодной войны. А, во-вторых, я надеюсь, что Буш уедет из России с хорошим впечатлением о нашей стране, и его политика в отношении России в дальнейшем будет более взвешенной. Вопрос: А чего ждать от отношений двух государств? Объем торговли относительно мал, американский бизнес считает Россию второстепенным рынком, российские фирмы практически не действуют в США. Технологическое, культурное, научное сотрудничество на крайне низком уровне. В чем кроме ловли Бен Ладена и сокращения ракет, наши страны могут сотрудничать? Злобин: Это большая проблема. Наши отношения основаны на чем-то явно недостаточном, чтобы называть наши страны партнерами или союзниками. В большей степени наши отношения построены на тех немногих моментах, где мы действительно нужны друг другу. Ситуация ненормальная и от нее проигрывают обе стороны. Что касается экономики, то я думаю, что здесь существует гораздо больше возможностей для сотрудничества. Очень интересны могут быть проекты в области энергетики, нефтяной и газовой промышленности. Америка сегодня находится в большой зависимости от поставок ближневосточной нефти и наверняка не против найти иные источники энергии. И тут Россия может попытаться предложить свои услуги, хотя, надо сказать, здесь также существует большое количество проблем. Технологическое сотрудничество также вполне возможно. Но главное препятствие в этой сфере - недоверие США к тому, что Россия сохранит это сотрудничество в рамках существующих договоренностей. Не передаст, например, некоторые секреты, полученные в результате сотрудничества с Америкой, Ирану или Северной Корее. Кроме того, американцы хотели бы увидеть изменение российского законодательства в области охраны промышленных, научных, технологических секретов, авторских прав и т.д. В геополитическом плане, через 5 -10 лет Россия может превратиться в ключевого союзника Америки. Сегодня главная опасность для США исходит не из Европы. НАТО в меньшей степени может помочь США в области безопасности... Несравненно большие опасности исходят из Центральной Азии и, потенциально, из Китая. Существует очень много проблем, которые без участия России Америке будет решить очень трудно или даже невозможно. Не вся американская элита понимает это сегодня - американцы мыслят категориями президентских сроков - в лучшем случае думают на 8 лет вперед. Российская политическая элита тоже не думает стратегическими категориями, ее больше интересуют новые назначения в правительстве. Возможности для стратегического партнерства России и США очень большие. Главное препятствие - колоссальный уровень недоверия друг к другу. И американская, и российская элиты играют достаточно негативную роль в этом: наши общества относятся друг к другу значительно лучше, чем элиты. Конечно, надо понять, что для США вопрос отношений с Россией - вопрос не номер 1 в повестке дня. Главное для США сегодня - война с терроризмом. Америка считает, что находится в состоянии войны, и победа в этой войне - главная внешнеполитическая задача президента Буша. В последние месяцы возникла новая болезненная проблема: Израиль и Палестина. Вопрос: Как может отразиться потепление российско-американских отношений на связях России и Европы? Злобин: Отношения между США и европейскими союзниками будут приобретать все более неопределенный характер. Не только НАТО, не только Европейский Союз, но и США и Европа далеко не те, кем они были в период Холодной войны. Я надеюсь, что Джордж Буш в Санкт-Петербурге найдет возможность сказать о максимальной поддержке Соединенными Штатами интеграции России и Европы. Подобное заявление Буша будет очень важным для европейцев и, как мне кажется, Петербург - прекрасное место для этого. Это важно, потому что создается впечатление, что европейцы очень много говорят о такой интеграции, но на деле ей препятствуют. США заинтересованы в этом сближении. Это поняли даже в России. Недавние попытки Кремля вбить клин между Европой и США оказались не просто безуспешными (их нельзя поссорить) - в России наконец-то поняли, что подобные попытки не в интересах самой России. Вопрос: Насколько мир оценивает "скрытые послания", которые звучат в подобных выступлениях политиков. Не остаются ли они обычными декларациями? Злобин: Отношения России и США остаются на уровне, который во многом определяет то, что происходит в мире. По крайней мере, только Россия и США способны уничтожить нашу планету полностью и, поэтому, любые изменения в российско-американских отношениях способны серьезно осложнить ситуацию во всем мире. Поэтому внимание к этой встрече будет очень большое. В мире обсуждают: будет ли декларация о сотрудничестве США и России гарантировать безопасность иным странам, или эта декларация будет касаться только двух стран. Как известно, США объявили, что могут применять ядерное оружие первыми, более того, использовать его против стран, у которых нет подобного оружия. Не стоит преуменьшать значение российско-американских разногласий по проблемам Ирака, Ирана... Неизбежно между Россией и США будут нарастать экономические разногласия. Можно вспомнить и вопросы сотрудничества с НАТО - если Россия будет тесно сотрудничать с Североатлантическим Альянсом, то НАТО обретет общую границу с Китаем. То есть то, что скажут президенты США и России о своем видении ситуации в мире -крайне важно для всего мира. И для европейцев и для азиатов. Там, где появляются американцы, возникают огромные проблемы для любых тоталитарных и авторитарных режимов Вопрос: Американские войска попали на территорию бывшего СССР и уже появились мнения, что это полностью разрушает Союз Независимых Государств, поскольку республики Средней Азии и Кавказа быстро переориентировались на США... Злобин: Надо отметить две важные вещи. Во-первых, попытка сохранить геополитическое объединение, под названием "бывший СССР", "Евразия" или "СНГ" была не совсем естественной. После распада СССР геополитические интересы стали растаскивать постсоветские государства в разные стороны. К примеру, страны Средней Азии, как оказалось, находятся значительно ближе к Азии, чем к Европе или России. Но их движение в сторону от России началось гораздо раньше того, как в киргизском аэропорту "Манас" высадились американцы. Второе: американцы оказались в Средней Азии сравнительно случайно. До терактов 11 сентября никаких планов идти в этот регион у них не было. Если бы "Аль-Каеда" атаковала Нью-Йорк и Вашингтон из Африки, то американцы воевали бы там. Для среднеазиатских режимов присутствие американцев крайне выгодно по многим причинам. Но прежде всего - по материальным. Американцы платят за использование инфраструктуры, за взлеты и посадки самолетов и т.д. Это "живые деньги", внезапный "золотой дождь", которым среднеазиатские республики немедленно воспользовались и, по возможности, пнули Россию, которая сегодня не в состоянии дать им тоже самое. Но, с другой стороны, американцы сегодня могут гораздо лучше обеспечить стабильность и безопасность этого региона. Если, не дай Бог, что-то серьезное произойдет в этом регионе и мы вспомним о Договоре о коллективной безопасности, которому на днях исполнится 10 лет, то какие страны пошлют туда свои войска? Все сразу вспомнят о России - но Россия ослаблена. Поэтому появление США в Средней Азии здорово стабилизирует ситуацию. Я уж не вспоминаю о долгосрочных опасностях, наподобие китайской экспансии. Но, история свидетельствует, что там, где появляются американцы, возникают огромные проблемы для любых тоталитарных и авторитарных режимов. Сейчас американцы игнорируют неприятные особенности местной власти, но вечно это продолжаться не будет. Как только военный интерес иссякнет, американцы начнут чесать в затылке и думать: "А как сотрудничать с этими режимами дальше? Ведь они нарушают права человека, основные принципы демократии...". И может сложиться ситуация, что те режимы, которые сегодня наиболее активно приглашают американцев, именно благодаря этому приобретут серьезные проблемы. Здесь роль России может быть крайне велика: она, например, может помочь часть этих проблем снять или позволит США не действовать напрямую. Ни России, ни США невыгодно, чтобы страны Средней Азии перешли в разряд чисто мусульманских государств. Их связь с Россией и Западом очень важна, чтобы они не попали в руки исламистов. Поэтому США не будут пытаться порвать связи кавказских и среднеазиатских республик с Россией - это не в интересах американцев. Вопрос: Возможна ли конкуренция между постсоветскими государствами, так скажем, за любовь США? Не попытаются ли, например, лидеры среднеазиатских республик после встречи Буша и Путина, каким-то образом повлиять на США, чтобы изменить их позицию? Злобин: Подобная конкуренция существует и будет существовать - за деньги, политическую, военную поддержку. Почти все страны мира пытаются попасть в число главных любимчиков Вашингтона. Америку традиционно обвиняют в двух вещах - эти упреки раздаются с одинаковой частотой. Ее упрекают в том, что она все время и везде вмешивается. И в тоже время, упрекают за то, что она вмешивается недостаточно. Это противоречие, в рамках которого американская политическая машина постоянно существует. Американцы сегодня могут позволить себе роскошь проводить собственную политику в своих интересах, в гораздо меньшей степени учитывая интересы других государств. Хорошо это или плохо - отдельный вопрос. Поэтому, если американцы заинтересованы в том, чтобы Россия была на их стороне - они будут проводить эту политику независимо от того, кто бы чего не говорил. Европейцы недовольны многими моментами в американской политике в отношении России. Однако это не влияет на политику США. С другой стороны, если американцы сочтут, что им выгодней поддержать тот или иной режим в Средней Азии, то они не будут в обязательном порядке испрашивать разрешения России. Посмотрите на историю с Договором о противоракетной обороне! Россия и весь мир протестовали против выхода из него США, но Буш пошел на денонсацию этого соглашения, потому что посчитал, что это в интересах самой Америки. Можно вспомнить и ряд других подобных примеров. Внешняя политика США направлена на интересы самих США. Другое дело, что определяет эти интересы. Здесь есть возможность для компромисса с Америкой. И на этом уровне межгосударственная конкуренция носит даже здоровый характер. Вопрос: США вышли из ряда советско-американских соглашений, в тоже время, вроде бы планируется подписание каких-то новых договоров. Как это влияет на отношения двух государств? Злобин: Российско-американские отношения надо привести в такое состояние, чтобы мы в меньшей степени зависели от договоров, а в большей - от понимания того, что мы союзники, партнеры, что у нас одинаковые геополитические интересы и цели, одинаковое мировоззрение, одинаковая система ценностей и одинаковое понимание нашей роли в мире. Вспомним, как был образован блок НАТО. Он сложился не на основе договора, а на основе поиска общих ценностей и мировоззрения. Когда общие точки соприкосновения были найдены, они были скреплены договорами. Однако Россия и США пока идут по старому пути - по которому шли, когда были врагами. Мы заключаем договоры, чтобы как-то проанализировать и предсказать действия друг друга в отношении друг друга. В этом смысле я бы не концентрировался только на договорах и не утверждал, что чем больше договоров, тем лучше. Все наши прошлые соглашения не сделали нас друзьями, но и Россия, и США имеют друзей, с которыми не заключалось договоров о дружбе. В этом плане этот визит американского президента в Россию отчасти исторический. Потому что он происходит в условиях, когда произошло два важнейших изменения. Во-первых, отчетливо видимый поворот политики Президента Путина в отношении США, который позитивно сказался на возможностях России и отношении всего мира к России. Посмотрите, как вырос авторитет президента Путина в мире - он превратился из политика, который путешествует по Северным Кореям и Кубам, в лидера, который помогает бороться с мировым терроризмом. Во-вторых, это будет первая встреча, на которую Россия идет с признанием невозможности поддерживать равенство с Америкой. Россия сегодня видит себя младшим партнером США. Достойным, уважаемым, но младшим партнером. Кроме заключения договоров, невероятно важно делать вещи, которые будут способствовать повышению уровня доверия между двумя странами. Обидно, что отношения между российским и американским народами зависят от таких смешных вещей, как Олимпиада или "ножки Буша". Оба президента сегодня в состоянии пойти на какие-то нестандартные шаги - для этого у них достаточно политической смелости и мудрости. Я например, не удивился бы, если президент Буш, выступая в Петербурге, провозгласил бы Россию страной с рыночной экономикой - это сыграет очень большую роль в изменении общественного мнения и стимулирует интерес американского бизнеса к России. Безусловно, есть интересные и неожиданные варианты военного сотрудничества, сотрудничества в сфере разведки. Я думаю, что было бы неплохо, чтобы американцы публично оценили ту помощь, которую они получили от российских военнослужащих в Афганистане. Было бы здорово, если бы американский президент наградил российских военнослужащих американскими орденами и медалями. Мне кажется абсолютно безобразной ситуация с выдачей американских виз россиянам: гражданам подавляющего большинства восточноевропейских стран гораздо легче попасть в Америку, чем гражданам России. Сохраняются совершенно необъяснимые и маловразумительные барьеры для взаимных обменов - научных, журналистских, культурных. Продолжает действовать известная поправка Джексона-Вэнника. Естественно, в российском общественном мнении популярна точка зрения, что раз подобные барьеры существуют, значит Америка не доверяет России, боится ее, и соответственно, относится враждебно. Николай Злобин, Директор российских и азиатских программ Центра оборонной информации (США), Директор и Главный Редактор программы Washington ProFile. Источник: Вашингтонский файл от 14.05.2002

Новости Ирана за 14.05.02
Проведение военных маневров в Каспийском море нарушит равновесие сил не в пользу России
Москва стремится к компромиссу
Огни Баку
Гейдар Алиев отправится с официальным визитом в Иран 18 мая
Президент Татарстана и посол Ирана обсудили вопросы экономического и культурного сотрудничества между республиками
Милитаризация Каспийского моря представляет собой серьезную угрозу
Иран не понесет убытков
За прошедший год Иран экспортировал 4 млн тонн нефтехимической продукции
Каспий поделили надвое
Низвергнутый президент
Нефть и газ арабского Востока
Нужна ли России конфронтация с США?
Энергетические амбиции арабского мира
Призрак нефтяной войны
Дипломаты США и Ирана обсудили проблему Нагорного Карабаха
Там, где появляются американцы, возникают проблемы для авторитарных режимов
Россия будет добиваться роли "большого брата" на ближайщих конференциях, посвященных военным и экономическим вопросам
Республика Татарстан. Визит чрезвычайного и полномочного посла Исламской Республики Иран в России.
Дышать
Ариэль Шарон получил "черную метку" "Ликуд" поддержал его соперника
Цена равновесия
Иранский транзит возрождается
Белая дама, черный король
Состоялся телефонный разговор между Карзайем и Хатами о выборах в Лоя джиргу в Афганистане
Нефтяная "перестройка"
Эмомали Рахмонов: "К нам не прислушались вовремя..."
Не надо закрывать двери из-за мух
Новый мирный план
Президент Ирана выразил надежду на расширение сотрудничества с афганским правительством в деле установления мира и стабильности в Афганистане
Россия и Казахстан свою часть Каспия поделили
Россия и Казахстан договорились, как поделить Каспий
Министры иностранных дел ЕС не смогли договориться о начале переговоров Евросоюза с Ираном о заключении соглашения о двустороннем сотрудничестве
Республика Татарстан. Хафиз Салихов провел переговоры с послом Ирана.
Экс-президент США Джимми Картер приехал сегодня на Кубу.
Кем недоволен американский Госдеп?
Россия и Казахстан согласовали протокол о разграничении дна северной части Каспийского моря.
Переговоры ЕС-Иран отложены
реклама