Архив новостей новостей об Иране
Информация об Иране. Архив новостей
Недавние новости об Иране

Иранский транзит возрождается

Дата новости: 14.05.02

ЕЛЕНА ГОЛЯКОВА Уже 20 стран проявили интерес к проекту транспортного коридора "Север - Юг" В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 21 мая пройдет встреча министров транспорта России, Индии и Ирана, где будет подписан документ о создании координационного совета коридора "Север - Юг". О подробностях рассказывает Юрий ЩЕРБАНИН, вице-президент Евроазиатского транспортного союза. Идея разработки соглашения о международном транспортном коридоре "Север - Юг" принадлежит российской стороне. В конце 1999-го - начале 2000 года вопрос о возобновлении работы этого транзитного коридора был обсужден с иранской и индийской сторонами. Депозитарием соглашения о коридоре "Север - Юг" является Иран. Иранская сторона отметила, что уже около 20 стран проявили интерес к этому проекту, а официальные заявки о присоединении к соглашению поступили от четырех стран. Коридор "Север - Юг" существовал и в советские времена, но под другим названием - Иранский транзит. Через территорию СССР из Европы в Азию и обратно перевозили огромное количество грузов, и это приносило стране доход порядка полутора миллиардов долларов в год. После распада СССР и военных действий на Кавказе многие грузоотправители отказались от этого пути. Но об этом маршруте помнили, и сейчас возникла благоприятная ситуация для его возрождения и развития. Коридор "Север - Юг" - это направление, которое связывает Скандинавию через территорию России, Каспий, с Ираном, Индией. На сегодняшний день крупнейшие грузообразующие базы находятся в Азии (в Южной Корее, КНР, Японии, Индии). И эти страны в основном транспортируют свои грузы в Европу так называемым трансокеанским маршрутом, который пролегает через Суэцкий канал. Этот маршрут хорошо отработан и технически, и экономически. Сроки доставки грузов на этом маршруте протяженностью 21 тысяча км составляют 30 - 35 суток при стоимости перевозок порядка 850 - 900 долларов за один контейнер. И по этому пути перевозятся основные объемы грузов из Европы в Азию и обратно. Вместе с тем грузоотправителей и грузополучателей интересуют и другие разновидности маршрутов, а именно сухопутные, которые короче, а значит, дешевле. По данным Минтранса РФ, по сравнению с существующим маршрутом через Суэцкий канал транспортировка грузов по коридору "Север - Юг" уменьшит затраты на 15 - 20 процентов, а сроки доставки - на 15 - 20 суток. Что касается северной части этого коридора, Северо-Запада России, то здесь с точки зрения транспортно-технологических схем особых проблем у нас пока нет. В достаточном объеме функционируют порты и подъездные пути к ним. Что же касается южной части, то железная дорога, по которой раньше перевозились грузы в Иран через Кавказ, сейчас практически не работает. Грузоотправители опасаются отправлять свои грузы через районы со сложными политическими условиями. Поэтому разработана такая схема маршрута: грузы доставляются в порты Астрахань или Оля, затем по морю перевозятся в иранские порты Ноушехр или Анзали. В этой связи возникла необходимость в расширении пропускной способности в южной части коридора, на астраханском транспортном узле. В настоящее время через этот узел проходит примерно три миллиона тонн грузов. Порт Оля по своему географическому расположению выигрывает у астраханского порта и, как предполагается, станет основным в этом районе. В прошлом году через Оля прошло 339 тысяч тонн грузов. По оценкам специалистов, через пять лет потребность перевалки грузов в этом порту достигнет 3,5 - 4 миллиона тонн, что позволит освоить экспортно-импортные грузопотоки на индийском направлении, обеспечить обработку автомобильных паромов в сообщении с портами Ирана, Туркменистана, Казахстана и Азербайджана. На сегодняшний день транскаспийское направление коридора "Север - Юг" является приоритетным, это эффективная альтернатива коридору ТРАСЕКА. Но реализовать потенциальные возможности этого маршрута можно, только построив железную дорогу к порту Оля длиной 46 км. Ее отсутствие не позволяет создать условия для дальнейшего роста грузооборота порта, привлечь дополнительные грузопотоки, повысить привлекательность порта для потенциальных грузоотправителей и инвесторов. По подсчетам специалистов, на строительство железной дороги потребуется около 45 миллионов долларов, а для первого этапа развития порта - порядка 95 миллионов долларов. Часть средств будет профинансирована госбюджетом и транспортными ведомствами. В качестве инвесторов также могут выступать отечественные и зарубежные компании, которые заинтересованы в развитии коридора "Север - Юг". Сейчас необходимо скоординировать строительство железнодорожной ветки с развитием порта, чтобы дорога была загружена и могла эффективно работать. Также необходимо решить чисто экономические вопросы: например, должна быть сквозная ставка, в которую бы включались все расходы по перевозке грузов. И эта ставка должна быть как можно более привлекательной для грузоотправителей. Грузоотправители полагают, что в ходе реализации соглашения по коридору "Север - Юг" будет сведена к минимуму стоимость транзитных перевозок, упрощена и унифицирована административная документация и процедуры (включая таможенные), касающиеся транзитных перевозок пассажиров, товаров через территории стран - участниц этого соглашения. В Европе главный интерес к проекту проявляют скандинавские и прибалтийские страны. Финляндия - единственная страна ЕС, с которой мы имеем общую границу, серьезно заинтересована в развитии коридора "Север - Юг". На российско-финской границе как железнодорожные, так и автомобильные переходы имеют высокую пропускную способность. С введением в строй двух российских портов Приморск и Усть-Луга значительная часть российских грузопотоков уйдет с прибалтийских и украинских портов на наши. Конкурируя с Россией, Прибалтика будет стремиться больше загружать свои порты транзитными грузами, перевозимыми по коридору "Север - Юг". Это правильно, и мы должны сотрудничать. А Россия, через которую проходит этот путь, сможет получать неплохой доход от транзитных услуг, по данным Минтранса РФ, в размере 5 - 6 миллиардов долларов в год. Подготовила Елена ГОЛЯКОВА. Источник: BIZNES IN RUSSIA от 14.05.2002

Новости Ирана за 14.05.02
Проведение военных маневров в Каспийском море нарушит равновесие сил не в пользу России
Москва стремится к компромиссу
Огни Баку
Гейдар Алиев отправится с официальным визитом в Иран 18 мая
Президент Татарстана и посол Ирана обсудили вопросы экономического и культурного сотрудничества между республиками
Милитаризация Каспийского моря представляет собой серьезную угрозу
Иран не понесет убытков
За прошедший год Иран экспортировал 4 млн тонн нефтехимической продукции
Каспий поделили надвое
Низвергнутый президент
Нефть и газ арабского Востока
Нужна ли России конфронтация с США?
Энергетические амбиции арабского мира
Призрак нефтяной войны
Дипломаты США и Ирана обсудили проблему Нагорного Карабаха
Там, где появляются американцы, возникают проблемы для авторитарных режимов
Россия будет добиваться роли "большого брата" на ближайщих конференциях, посвященных военным и экономическим вопросам
Республика Татарстан. Визит чрезвычайного и полномочного посла Исламской Республики Иран в России.
Дышать
Ариэль Шарон получил "черную метку" "Ликуд" поддержал его соперника
Цена равновесия
Иранский транзит возрождается
Белая дама, черный король
Состоялся телефонный разговор между Карзайем и Хатами о выборах в Лоя джиргу в Афганистане
Нефтяная "перестройка"
Эмомали Рахмонов: "К нам не прислушались вовремя..."
Не надо закрывать двери из-за мух
Новый мирный план
Президент Ирана выразил надежду на расширение сотрудничества с афганским правительством в деле установления мира и стабильности в Афганистане
Россия и Казахстан свою часть Каспия поделили
Россия и Казахстан договорились, как поделить Каспий
Министры иностранных дел ЕС не смогли договориться о начале переговоров Евросоюза с Ираном о заключении соглашения о двустороннем сотрудничестве
Республика Татарстан. Хафиз Салихов провел переговоры с послом Ирана.
Экс-президент США Джимми Картер приехал сегодня на Кубу.
Кем недоволен американский Госдеп?
Россия и Казахстан согласовали протокол о разграничении дна северной части Каспийского моря.
Переговоры ЕС-Иран отложены
реклама