Архив новостей новостей об Иране
Информация об Иране. Архив новостей
Недавние новости об Иране

Рыбалка по-российски

Дата новости: 28.03.02

О положении дел в рыбопромышленном комплексе страны и первых итогах работы наш корреспондент Сергей Лазарев беседует с председателем Государственного комитета РФ по рыболовству Евгением Наздратенко. - Евгений Иванович, каков на сегодня потенциал рыбной отрасли? - В настоящее время сырьевой потенциал отрасли оценивается приблизительно в 6 млн. т в год. Фактическая же добыча водных биоресурсов в последние годы составляет, в среднем, порядка 4 млн. т, из которых производят около 3 млн. т пищевой продукции. Остальное идет на технические нужды. Что касается стоимости производимой продукции, то это 2,5-3 млрд. долл. в год. И 1,5 млрд. долл. из этой суммы составляет экспорт. В России сейчас зарегистрировано около 4000 судов, принадлежащих рыбной отрасли. Их добывающий потенциал - 6 млн. т в год. Мощность судовых и береговых перерабатывающих комплексов - 5 млн. т в год. Во всех подразделениях рыбного хозяйства работает более 370 тысяч человек. Для большинства прибрежных регионов Севера и Дальнего Востока рыбная отрасль сохраняет высокую социальную значимость и зачастую является градообразующей. Но для реальной поддержки и стимулирования работы отраслевых предприятий накопилось слишком много проблем. Отрасль уже много лет топчется на месте, с каждым годом теряя возможности не только для роста, но и для выживания. Раньше рыбное хозяйство держалось на кооперации, основу которой составляла единая государственная закупочная система. У рыбаков улов покупался по высоким ценам, а населению продавали по низким. Рыболовство давало неплохие валютные поступления в бюджет. Когда эта система была разрушена, каждое звено некогда единой - добыча, переработка, сбыт - стало выживать отдельно. Рыбаки повезли товар за границу, за живые деньги, но береговые предприятия остались без сырья, а потребитель - без дешевой рыбы. Сегодня существование отрасли как единой хозяйственной системы под вопросом. Десятилетие функциональных привело к потере головным отраслевым ведомством - Госкомрыболовством - значительной части рычагов управления. - В чем вы видите выход? - Прежде всего, в координации действий всех заинтересованных структур. Многое зависит от позиций руководителей профильных министерств и ведомств. И прошедшие месяцы работы считаю показательными в этом отношении. Практически со всеми ведомствами налажен нормальный рабочий диалог. Результаты обнадеживают. В этом году, впервые за последние пять лет, вовремя были определены размеры общего допустимого улова (ОДУ), а это значит, что рыбаки вовремя начнут зимнюю путину. Нам удалось отстоять ряд серьезных поправок в системе аукционов. Плодотворно идет работа с пограничниками, таможенниками, что позволяет оперативно решать некоторые наболевшие вопросы. Специфика рыбной отрасли - и отечественного потребителя накормить, и поступления в бюджет обеспечить. Но легкой жизни ждать не приходится. На Дальнем Востоке прошлой весной лед стоял в полтора метра толщиной. К сюрпризам природы прибавьте еще и российские расстояния. Сейчас до 70% рыбы мы добываем в Тихом океане. Расстояние до первого крупного региона - Урала - 7 тыс. км. В отсутствие льготных тарифов (их не так давно отменили) транспортные издержки делают нашу продукцию неконкурентоспособной на российском рынке. - Государство всерьез взялось за рыбное хозяйство. Вводится принцип платности за водные биоресурсы. Какова в этом вопросе позиция Госкомрыболовства? - Действительно, принцип платного пользования утвержден федеральными законами. Однако наши законы все еще носят общий характер. Поэтому продолжают быть необходимыми дополнительные законодательные и нормативные документы. Думаю, целесообразно ввести всеобщую платность за водные биоресурсы. Но плата не должна превышать 3-5% от цены реализации продукции. Причем к этому вопросу следует подходить дифференцированно: цены на высоколиквидные водные биоресурсы должны рассматриваться отдельно, поскольку эти виды биоресурсов продаются с аукционов. Платность же на оставшиеся промышленные квоты не должна превышать 1-2% от цены реализации. В перспективе общую платность за водные биоресурсы необходимо законодательно закрепить, а на аукционы, как и во многих странах мира, должна выставляться продукция, произведенная отечественными предприятиями. - Сейчас аукционы, пожалуй, одна из острых тем. Одни требуют их отменить, другие - заменить ими все прочие формы распределения биоресурсов. Какова ваша позиция? - В 2001 году состоялись 11 аукционов по продаже права на промысел водных биоресурсов России. На торги было выставлено более 1 млн. т биоресурсов (21,7% ОДУ). Продано было более 500 тыс. т на сумму 5,9 млрд. рублей. При этом бюджетное задание по сбору доходов от платы за пользование водными биоресурсами вместе с суммой по межправительственным соглашениям составляло 5,8 млрд. рублей. К торгам допускались российские участники на определенных условиях, а победителем становился предложивший наивысшую цену. С одной стороны, эти аукционы позволили отрасли выполнить бюджетное задание, выявить реальную рыночную стоимость высоколиквидных ресурсов в воде, их соотношение, определить группу платежеспособных пользователей. Однако ряд просчетов привел к довольно тяжелым для отрасли последствиям. С начала аукционов - в марте-апреле 2001 г. - почти в полтора раза (на 10 млрд. рублей) возросла кредиторская задолженность предприятий. К июлю ее сумма составила почти 33 млрд. рублей. За первое полугодие, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, налоговые поступления в бюджеты всех уровней сократились на 14%. Увеличился дефицит оборотных средств, так как рыбаки выложили все деньги на аукционах. Усилился процесс дифференциации рыбохозяйственных предприятий, что обусловлено неравными стартовыми условиями вхождения пользователей во внутриотраслевую конкуренцию. Согласно данным статистической отчетности, 97,7% прибыли от реализации товарной продукции отрасли получают крупные организации, удельный вес которых составляет 10,8%. Это значит, что остальные 90% хозяйствующих субъектов отрасли только 2,1% общей прибыли. По предварительным подсчетам специалистов, убытки рыбопромышленного комплекса за текущий год составят не менее 1,5 млрд. рублей. Я не отрицаю роли аукционов в механизме рыночной экономики. Но в странах, имеющих развитый рыбопромышленный комплекс, на аукционах реализуется готовая продукция, и нигде не торгуют рыбой в воде! Тем не менее, рыбаки получают свободный доступ к дефицитному ресурсу, минуя административное вмешательство, хотя 53% непроданных лотов так и остались нераспределенными, то есть не достались никому. Мы разработали и внесли целый комплекс предложений по совершенствованию аукционов с тем, чтобы свести к минимуму негативные последствия. - Что это за предложения? - Прежде всего, торги должны быть четко привязаны к оптимальным срокам промысла. Выставлять на аукционы целесообразно только ресурсы, пользующиеся повышенным спросом у российских рыбопромышленников. Рыбаки должны получить право производить оплату купленных с аукциона лотов в рассрочку. Право перераспределения квот, не реализованных на аукционах, должно быть закреплено за Госкомрыболовством. - В чем вы видите основы квотной политики Госкомрыболовства? - Система распределения квот - сильнейший рычаг. В первую очередь, это принципы, обеспечивающие конституционные гарантии жителям и рыбохозяйственным предприятиям прибрежных территорий Российской Федерации, и прежде всего - перспективным и социально значимым предприятиям, которые вкладывают инвестиции в развитие инфраструктуры своего региона. Сегодня мы подразделяем квоты на промышленные и специальные. Причем специальные квоты будут составлять не менее 20% от общего объема и распределяться в целях как стимулирования рыболовства в целом, так и развития российских береговых рыбоперерабатывающих и градообразующих предприятий, а также для замены изношенного устаревшего флота новыми высокотехнологичными судами, преимущественно - отечественными. - Евгений Иванович, в последние годы российские рыбаки были вынуждены уйти из Мирового океана и заняться добычей рыбы исключительно в своей экономической зоне. Еще и иностранцев привели за собой. Теперь пожинаем результаты - по требованию ученых в 2002 году для промысла минтая будет закрыто Охотское море: - За последнее десятилетие ситуация в мировом рыбном хозяйстве сильно изменилась. В начале 1980-х казалось, что морские ресурсы неисчерпаемы. Через 10 лет стало ясно, что большинство развитых стран серьезно истощили биоресурсы морей. Это коснулось наиболее доступных и удобных для промысла районов - Атлантики, Тихого океана - и самых потребляемых видов столовых рыб. Тогда-то западные страны, согласно Морской Конвенции, ввели вокруг своих границ 200-мильные исключительные экономические зоны. Большинство рыболовных стран сейчас активно охраняют собственные территории, жестко контролируют промысел иностранного флота. А мы пустили в свои моря всех: поляков, китайцев, корейцев, тайваньцев, украинцев: Теперь вынуждены почти на миллион тонн сократить вылов, в основном, конечно, . Даже такая массовая рыба, как минтай, требует более рачительного подхода. Ей надо дать передохнуть лет пять, чтобы подрасти, пополнить косяки в Охотском и Беринговом морях. - Но биоресурсы возобновляемы. В свое время в Советском Союзе работала большая программа их пополнения. Что же сейчас? Растет ли число рыбоводных заводов, особенно по разведению ценных пород рыб? Какова ситуация на Каспии? - Что касается Каспия: да, мы сохранили прежние мощности и даже их наращиваем. Но дело в том, что положение на Каспии нынче уже другое, чем 10 лет назад. Раньше хозяевами моря были два государства: Советский Союз и Иран. Сейчас хозяйничают пять: Азербайджан, Казахстан, Иран, Россия, Туркменистан: И все стремятся с моря только получать - нефть, рыбу, икру... А вот помогать ему, тратить на него деньги - никто не хочет. Один из обсуждавшихся с Михаилом Касьяновым вопросов во время нашего недавнего визита на Каспий касался как раз финансирования рыборазводных заводов. Увы, сегодня средства, вкладываемые в их поддержание, рыбоохрану и прочие природоохранные государственные мероприятия, превышают выручку от продажи биоресурсов этого моря, включая продажу черной икры. И это уже предупреждение: страна может дойти до такого плачевного результата и по всем другим морям и водоемам! Ситуация, когда Россия будет вкладывать средства в восстановление экологического равновесия, не получая отдачу, вполне реалистична. - Коли мы заговорили о Каспии, то что Вы можете сказать о браконьерстве в этом регионе? Каковы его истинные масштабы? - Браконьерство на Каспии приняло катастрофический характер. В этом году вместе с пограничниками только в наших территориальных водах мы сняли 148 км браконьерских сетей! Впервые в море на одних судах вышли вместе инспектора рыбоохраны и пограничники. После передачи в 1997 году ФПС функций рыбоохраны России мы впервые договорились о совместных действиях. По прогнозам ученых, в связи с массовым браконьерством в ближайшие годы возможно полное прекращение промышленного лова осетровых в Каспийском и Азовском морях. Этому, увы, и нерешенный до сих пор вопрос о подписании Соглашения по управлению рыбными запасами Каспийского моря. Хотелось бы в этой связи сослаться на совместное заявление Владимира Путина и Гейдара Алиева, в котором признается необходимость до подписания Конвенции о правовом статусе Каспия заключить в приоритетном порядке многостороннее Соглашение о сохранении биоресурсов Каспийского моря. В настоящее время совместно с Министерством иностранных дел РФ готовится встреча руководителей рыболовных ведомств прикаспийских стран для окончательной доработки и согласования проекта Соглашения о сохранении и использовании биоресурсов Каспия. - Недавно в Госкомрыболовстве России была создана отраслевая система мониторинга, которая призвана бороться с незаконным ловом: - Да, это так. Мы получили мощное оружие для борьбы с браконьерами. Но не только. Теперь можно будет в режиме реального времени вести наблюдение со спутника за всеми судами, где установлены датчики, и тем самым система мониторинга позволяет контролировать одновременно координаты более трех с половиной тысяч российских и иностранных рыбопромысловых судов, где бы они ни находились. Мониторинг дает представление об экологическом благополучии водных пространств. В частности, сегодня мы можем наблюдать зону экологического бедствия на севере Каспия, где получил распространение гребневик - разновидность медузы, уничтожающая питательную среду кильки. Система мониторинга даст нам теперь возможность организовать электронную торговлю. В режиме реального времени мы можем участвовать в торгах на мировых электронных биржах. И наконец, мониторинг позволяет существенно усилить безопасность наших рыбаков, ведущих промысел в собственных водах или в Мировом океане. - В последние годы в стране резко ухудшилось качество рыбной продукции. Что предполагает делать Комитет для изменения сложившейся ситуации? - Совместно с администрациями субъектов Федерации мы начали проводить работу по паспортизации рыбоперерабатывающих предприятий. В целях создания единой системы контроля качества и безопасности рыбной продукции в процессе ее добычи, хранения, транспортировки и реализации в августе 2001 года был создан Национальный центр качества и безопасности рыбной продукции. Сейчас проводится серьезная работа по приведению отечественной рыбной продукции в соответствие с европейскими стандартами. Мы предпринимаем меры для упорядочения экспорта икры осетровых видов рыб и предотвращения фальсификации документов. Госкомрыболовство России разработало и наносит на икорную продукцию специальную маркировку СИТЕС. Она содержит полную информацию о продукте, его производителе и экспортере. Для реализации икорной продукции внутри страны также планируется применение маркировки СИТЕС. - Евгений Иванович, Вы остановились далеко не на всех проблемах рыбной отрасли. Хотелось бы показать и проблемы градообразующих предприятий и проблему оттока населения из прибрежных регионов, и, конечно, проблемы отечественного флота. Похоже, какой вопрос ни затронешь, - кругом одни проблемы: - Проблемы решают люди. Главное, пренебрегая ведомственными амбициями, стремиться к компромиссам. Я - оптимист и верю в возрождение отрасли. Совместными усилиями мы сможем окончательно переломить ситуацию. Журнал № 1(6) март 2002 г.

Новости Ирана за 28.03.02
Началась вторая Всекаспийская международная морская экспедиция по оценке запасов осетровых и других видов рыб.
Иран протестует против вмешательства американцев в проблему Каспийского моря
Советник министра иностранных дел Ирана назвал дружественными отношения между Ираном и Россией
Иран не приемлет вмешательство в решение проблем Каспийского моря стран, не относящихся к этому региону
Иран против иностранного вмешательства в дела Каспийского региона
Американские табачные компании поддерживают курдских повстанцев
Иранский штангист завевал серебряную медаль на международных соревнованиях в Катаре
Рыбалка по-российски
Производство электроэнергии в этом году в Иране увеличилось на 1650 мегаватт
Журналисты "уходят в оборону"
Ловчев доволен выступлением на Mundialito-2002
Подготовка саммита "каспийской пятерки"
На сайте RusEnergy опубликована статья Михаила Крутихина "В одном шаге от Европы"
Министр иностранных дел Белоруссии Михаил Хвостов посетит с официальным визитом Иран
Посол Ирана в Анкаре назвал прочными отношения между Ираном и Турцией
В Захедане будет проводиться ирано-афганская торговая выставка
Министр сельского хозяйства Пакистана выступил за расширение экономических отношений с Ираном
США надо выходить из состояния головокружения от успехов ("Sueddeutsche Zeitung" , Германия)
Интрига вокруг Каспия сохраняется
Минатом хочет стать локомотивом экономики
Краснодарский край. НИИ садоводства и виноградарства заключил договор с иранскими коллегами.
Харази: новая американская доктрина ослабляет режим нераспространения ядерного оружия
Внеочередное заседание комиссии по водным биоресурсам откроется завтра, 28 марта, в Баку.
реклама