Архив новостей новостей об Иране
Информация об Иране. Архив новостей
Недавние новости об Иране

Основные тенденции в геополитических процессах

Дата новости: 20.03.02

Материалы Конференции "Внешняя политика Казахстана: выработка новых приоритетов"Алматы, 6 марта 2002г.С.К.. Кушкумбаев,зам. директора Института востоковедения АН РКОсновные тенденции в геополитических процессах в Центральной АзииСовременные геополитические процессы в Центральной Азии обусловлены рядом экономических, политических и культурно-исторических закономерностей. На геополитическую динамику в регионе также оказывает большое влияние конкуренция различных держав, преследующих нередко полярные цели. На протяжении нескольких последних столетий ход истории региона Центральной Азии был тесно взаимосвязан с внерегиональными политическими и экономическими центрами. Часто направленность векторов развития стран и народов составляющих ныне регион, под воздействием державных соседей, приводила к внутренним столкновениям и противоречиям. Все эти процессы в той или иной степени подробно описаны. Существуют также различные варианты и сценарии развития потенциальных событий и геополитических процессов. Учитывая динамику мировых процессов, разнохарактерность и разновекторность поведений большинства его участников, мы можем констатировать, что формирование геополитического ландшафта Центральной Азии находится в активной фазе. Большинство экспертов сходятся в одном - именно это и создает зоны геополитической нестабильности, попытки удержать, закрепить, либо расширить сферы влияния - с одной стороны, нейтрализовать, избежать политико-экономических издержек - с другой. Не всегда те или иные страны используют вышеназванный инструментарий, но нередко разные исследователи приписывают им их, что само по себе является информационной составляющей геополитической игры. Вкратце, нам бы хотелось остановиться на нескольких важных элементах геополитической динамики в Центральной Азии. 1. Интересы мировых держав: точки напряжения и потенциальные формы взаимодействия. 2. Энергоресурсы и геополитика транспортных коммуникаций. 3. Региональные организации: эффективность и потенциал. Интересы мировых держав: точки напряжения и потенциальные формы взаимодействия. Российский исследователь А.И. Уткин в своем обзоре футурологических концепций рассматривает четыре сценария мирового развития. "Первый сценарий определяется всемогуществом Соединенных Штатов. "Еще на одно поколение американская военная мощь, единство нации, ее размеры и показатели обеспечат политическое лидерство в мире, - приходит к выводу Х.Макрэй. - Ни один из двух других развитых регионов - Европа или Восточная Азия - не имеет такой комбинации элементов могущества".Второй сценарий исходит из появления у Соединенных Штатов глобально значимых конкурентов в лице поднимающегося Китая или Европейского Союза, что превратит однополюсный мир в биполярный.В качестве третьего сценария предстает схема многополярного мира, в котором собственными зонами влияния окружены такие страны, как КНР, Германия, Россия, Индия.Четвертый сценарий мирового развития предполагает параллельное сосуществование шести или семи цивилизаций, утверждающих себя в качестве самостоятельных центров мирового развития".Очевидно, что любой прогноз будущего относителен, но важным представляется стремление современных крупных государств, регионального и глобального масштаба к созданию стабильных и безопасных условий развития. Энергоресурсы и геополитика транспортных коммуникаций Активное участие западных компаний в разработках нефтяных месторождений явно не синхронно развивается с развитием трубопроводного транспорта. Учитывая быстрые скачки мировых цен на нефть можно сделать вывод, что развитые страны не способны потребить тот объем энергосырья который планируют выбросить на мировой рынок новые нефтеэкспортеры (ННЭ). По прогнозам американского агентства по энергетике к 2015 г. вырастет потребление нефти на 50%. По мнению ряда европейских экспертов: "Как альтернатива для арабской нефти сырье из Каспийского моря может иметь большое значение для Европы, но только к 2010 г. , когда уменьшится добыча из Северного моря и Старый континент будет должен увеличить экспорт. Однако чтобы так случилось, до этого времени должна быть создана, независимая от государств Залива, а лучше всего от России, трасса транспортировки сырья." Вторая фаза "большой игры" разворачивается за геополитические ориентации группы государств-транзитов. Так или иначе, кроме вышеназванных крупных игроков в сферу влияния каспийской нефтяной геополитики в той или иной мере втягиваются Грузия, Армения, Турция, Украина, Болгария, Румыния, Греция, Афганистан, Пакистан. Все эти страны являются претендентами на транзит значительных объемов углеводородов. Думается, в транспортной геополитике именно их позиции окажут существенное влияние на систему потенциальной совместной безопасности.Региональные организации: эффективность и потенциал.Обстановка в каспийском бассейне, в Афганистане, Ферганской долине, российском Кавказе свидетельстует о активном разворачивании рядом крупных держав собственного "арсенанала" для геополитической игры. С учетом наметившегося потепления отношений крупнейшх азиатских держав - Индии и Китая, учитывая также достаточно близкие отношения по линии Москва-Дели, Дели-Тегеран можно предполагать, что формирование единых (близких) подходов России, Ирана, Китая, Индии по ключевым вопросам глобальной политики и экономики произойдет в самой ближайшей перспективе. "Шанхайский саммит" в Душанбе в июле 2000 г. показал какой интерес проявляет к этой структуре Индия и Иран. Учитывая их экономический и геополитический потенциал, можно сказать что эти страны активно подключатся к геополитической игре в Центральной Азии и на Каспии. Встреча министров транспорта и коммуникаций стран евразийского региона в Санкт-Петербурге 12-13 сентября текущего года показала, что эти страны намерены создать альтернативные западным транспортные коридоры. Соглашение подписанное между премьер-министром России М. Касьяновым и министрами транспорта Ирана и Индии говорит о стратегическом характере данного альянса и создании транспортных коридоров Север-Юг, в отличие от лоббируемых Вашингтоном и западными державами различных маршрутов по линии Запад-Восток (так называемый мост Роттердам-Ляньюньган, ТРАСЕКА, ГУУАМ, Акт конгресса США 1999 г. в поддержку "Шелкового пути" и др.). В этом же контексте нами рассматривается создание Евразийского экономического сообщества. Во многом на решение транспортных проблем направлено создание ГУУАМ - Ассоциации объединяющей Грузию, Молдову, Украину, Узбекистан и Азербайджан. Этот альянс, приобретающий черту блока, частично направлен на нейтрализацию геополитического влияния России в этих бывших районах СССР. Он носит не только экономический характер, скрепленность ему придает больше политические цели его участников. Все страны входящие в группу проявляют недовольство нефункциональностью СНГ и его институтов. Данные страны пытаются всячески дистанцироваться от структур СНГ, видя в них больше инструменты влияния Москвы. Это показал - выход Узбекистана из Договора о коллективной безопасности стран СНГ и приостановка своего членства в нем Азербайджаном. Более того, летом 1999 г. министры обороны стран-участниц ГУУАМ провели встречу, где главными вопросами в ходе обсуждения стали вопросы обеспечения совместной безопасности транспортных артерий. Цели этой организации во многом корреспондируют с западным проектом евро-азиатского коридора ТРАСЕКА, поддерживаемого Евросоюзом и Североатлантическим альянсом. Аналогичные геостратегические цели преследует Белый дом, проявляющий повышенный интерес к трансевразийским транспортным артериям, среди которых трубопроводные занимают ключевое место. В начале 1999 г. в конгрессе США был принят специальный закон "О Шелковом пути", в котором увязывается целый комплекс целей Вашингтона в регионах Кавказа, Центральной Азии и Каспийского бассейна. Доступ к энергосырью не единственная стратегическая цель Белого дома. Потенциальные дивиденды от энергосырья используются как средство управления геополитической динамикой в глубинных районах Евразии, бывшими для США до распада СССР наглухо закрытыми. Как известно, из государств-членов ЦАЭС Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан входят в ЕврАзЭС, Узбекистан является членом ГУУАМ. В перспективе нельзя недоучитывать этого фактора, способного дезинтегрирующе воздействовать на ЦАЭС. Крупные участники этих двух объединений уже сейчас придерживаются разных (альтернативных) позиций в вопросе ведущих трансконтинентальных транспортных артерий (ГУУАМ - Восток-Запад, ЕврАзЭС - Север-Юг). Более того 4 страны ЕврАзЭС - Россия, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан в августе 2001 г. развернули в Кыргызстане (штаб-квартира г. Бишкек) Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР), что частично наполняет функциональным содержанием ДКБ стран СНГ на центральноазиатском направлении. Узбекистан пока не представлен в КСБР и дистанцируется от участия в многосторонних военно-политических мероприятиях. Январская инициатива главы Узбекистана, о реформе ЦАЭС, нашла поддержку среди других лидеров сообщества. В течение года сторонами были подготовлены соответствующие программные документы. На очередном саммите руководителей четырех стран объединения, 28 декабря 2001 г. в Ташкенте, все стороны продемонстрировали огромную заинтересованность в расширении спектра решаемых задач, и в первую очередь, вопросов региональной стабильности и безопасности. Отражением этого подхода стало преобразование ЦАЭС в организацию Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС) [1]. ***Таким образом, в историческом плане для Центральноазиатского региона было характерно определенное системное единство, базирующееся на территориальной общности и своеобразном разделении труда. Но в то же время, внутренне пространство Центральной Азии имело и определенную дифференциацию. Соседство с двумя крупными державами - Россией и Китаем - определенно выделяет геополитическую грань на северных и восточных границах региона. Некоторые проблемы в отношениях между новыми государствами ЦА и Китаем - с одной стороны и с Россией - с другой, детерминировали сходство ряда внешнеполитических интересов и целей стран центральноазиатского региона. С этим связана активизация политики США в регионе, обусловленная попытками создать геополитически выгодную комбинацию в иерархии интересов различных держав.Близость стран ЦА с мусульманскими государствами, в определенной мере, также действует консолидирующе. Радикальные формы ислама представляют собой вызов региональному развитию. Постсоветские политические элиты стран ЦА, имея советские корни, очень болезненно относятся к попыткам политизации ислама в своих странах. Светский характер государственности, а также стремление противостоять росткам радикального ислама, являются объединяющими факторами. На южных рубежах региона "мусульманский вектор" представляет также одно из главных направлений внешнеполитических стратегий государств ЦА. Страны ЦА являются объектом геополитического соперничества региональных держав. Здесь одной из немаловажных задач, исходя из отсутствия свободного доступа к мировым морским коммуникациям у всех стран региона, является стратегия на максимальную диверсификацию международных транспортно-коммуникационных связей. Интеграция в транспортно-коммуникационной сфере, думается, если не ликвидирует, то существенно уменьшит возможности для геополитического давления на страны региона различных заинтересованных акторов. Центральная Азия имеет определенные контурные очертания, но влияние (давление) внешнего окружения будет оказывать двойное воздействие: - во-первых, как консолидирующий фактор, этот процесс будет определяться новейшими тенденциями в постбиполярную эпоху связанную с формированием новой системы международных отношений; - во-вторых, как дезинтегрирующий фактор, который обусловлен контртенденцией объективно-исторической реанимации в изменившихся реалиях геополитических интересов соседних держав. Интеграционные процессы в регионе протекают также на геоэкономической основе. Не имея открытого доступа в мировую транспортную сеть, государства ЦА, становятся, фактическими, стратегическими партнерами. Еще одним немаловажным фактором здесь являются - гидроресурсы региона. Территориальный расклад сложился так, что верховья и низовья крупных рек находятся на территории разных стран. Учитывая традиционную нехватку водных ресурсов в государствах ЦА, решение данной проблемы видится только в тесной кооперации.Все вышеназванные факторы способны оказать сдерживающее влияние на характер интеграционных тенденций в регионе. Экономическая и политическая несамодостаточность существующих в ЦА национально-государственных систем объективно придает трансформационный характер протекающим интеграционным процессам. Это обстоятельство создает возможность для геополитического манипулирования в регионе со стороны крупных внешних акторов. Процесс адаптации и определения своего места в системе международных отношений для стран Центральной Азии еще не завершен. Специфика интеграционных процессов в ЦА обусловлена рядом геополитических факторов, дистрибуцией сил на континенте, которые, в свою очередь, воздействуют на развитие различные формы межгосударственного сотрудничества, кооперации и интеграции в ряде областей. Примечания:1. На карте Азии - новое сообщество // Казахстанская правда, 29 декабря 2001.www.iran.ru

Новости Ирана за 20.03.02
Основные тенденции в геополитических процессах
Мини-футбол. Россия победила Чехию - 4:2
Глава МИД РФ назвал голословными утверждения директора ЦРУ, что Россия оказывает содействие Ирану в создании ору
Мехди Сафари: "Проблему Каспия надо решать по принципу кондоминиума"
Туркменистан и Армения провели переговоры о поставках туркменского газа в Ереван
Как заявил представитель МИД Ирана, американцы напрасно стараютсявнести раскол в иранское общество
Посол Японии в Тегеране подверг критике политику США в отношении Ирана
Игорь Иванов: России не оказывает содействия Ирану в создании ракет
86% экспорта Туркмении приходится на нефть, газ и нефтепродукты
Английские морские пехотинцы "дадут "Аль-Каеде" почувствовать разницу"
Турция и Грузия провели совместные военные учения.
Российская нефтяная компания стремится к расширению сотрудничества с Ираном
Директор ЦРУ обвинил Россию в помощи Ирану в создании ядерного оружия
Прикаспийский регион: оценка современной ситуации
Пентагон планирует отправить войска в Индонезию
Представитель министерства обороны Грузии сообщает о создании в этой стране профессиональной армии
ВТОРЖЕНИЕ В ИРАК ВЗВИНТИТ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ. ПОКУПАТЕЛИ В ПАНИКЕ
Иран намерен создавать мощности по переводу газа в жидкую фазу
Французская компания поставит газотурбинные компрессоры для иранского газопровода
Король Иордании Абдалла: Израиль обретет безопасность в интеграции со Средним Востоком ("Le Figaro" , Франция)
Китайская делегация во главе с членом Госсовета КНР посетила Шираз
Депутат Госдумы России подтвердил необходимость расширения отношений с Ираном
Министр иностранных дел Таджикистана встретился
Директор ЦРУ обвинил Россию в помощи Ирану в создании ядерного оружия
США и Иран начинают культурный и образовательный обмен.
ЦРУ ОБВИНЯЕТ РОССИЮ В ЯДЕРНОЙ ПОМОЩИ ИРАНУ
Директор ЦРУ обвиняет Россию в помощи Ирану в разработке ракетной и ядерной программ
Начальник управления по борьбе с наркотиками Ирана утверждает, что после прихода американцев в Афганистан там ув
Россия предлагает меры по восстановлению запасов осетровых.
реклама