Архив новостей новостей об Иране
Информация об Иране. Архив новостей
Недавние новости об Иране

«Север–Юг» пока не конкурент «Восток–Западу»

Дата новости: 24.12.03

Благодаря прессе о международном транспортном коридоре (МТК) «Север – Юг» известно достаточно много. Но при этом информация о МТК «Восток – Запад», также проходящем через территорию Ирана, практически отсутствует.

Между тем глава секретариата МТК «Север – Юг» Мохаммад Атрчиян в связи с проблемой транзитных перевозок через Ирак отметил исключительно высокую роль МТК «Восток – Запад» в решении этого вопроса. Коснувшись проблемы транзита через Афганистан, он заявил, что основная часть транзитных перевозок через территорию Ирана осуществляется в рамках транспортных коридоров в северном и южном направлениях, то есть по коридору «Север – Юг».

Правда, Мохаммад Атрчиян свое утверждение никакими конкретными аргументами не подкрепил. В связи с этим приведем только некоторые данные, которые опровергают заявление о большой роли МТК «Север – Юг» в транзитных перевозках через территорию Ирана.

Исполнительный директор ирано-индийской судоходной компании Голамхосейн Гольпарвар заявил, что за полтора года (21.03.2002 г. – 22.09. 2003 г.) судами этой компании было перевезено 5 733 контейнера, из которых только 272 контейнера было перевезено транзитом из Индии в Россию.

Эта судоходная компания считается основным морским перевозчиком в рамках МТК «Север – Юг». Компания обеспечивает морские и наземные транзитные контейнерные перевозки от порта Мумбаи (Индия) до Москвы или обратно. При этом клиентам предоставляется сквозной тариф.

В настоящее время международные транспортные коридоры имеют огромное значение для экономики Ирана. Считается, что доход Ирана от реального транзита (без учёта импорта нефти по схеме замещения) одного миллиона тонн грузов составляет, как минимум, 100 – 125 млн. долларов США. В связи с этим для правительства и контролирующих органов Ирана важны вес, стоимость и расстояние, на которое перевозились транзитные грузы, а по какому из двух МТК осуществлялись эти перевозки не важно. Тем более что на некоторых важных направлениях транзитных перевозок, например, Бендер – Аббас – Мешхед, маршруты и транспортная инфраструктура этих коридоров совпадают.

Сторонами соглашения о МТК «Восток – Запад» являются 10 государств – членов Организации экономического сотрудничества (ОЭС): Иран, Турция, Пакистан, Афганистан, Азербайджан и пять республик Центральной Азии. Датой создания этого коридора считается 14 мая 1996 г., когда были введены в строй железная дорога Мешхед – Серахс (Иран) – Серахс – Теджен (Туркмения) и станция перестановки колёсных пар в г. Серахс (Иран) на ирано-туркменской границе. Благодаря этой железной дороге бывшие советские республики Центральной Азии получили альтернативный (в обход России) железнодорожный путь для экспорта своих товаров через территории Ирана и Турции. Программа строительства новых железных дорог этого коридора координируется Специальным комитетом по вопросам железнодорожного транспорта ОЭС (в Стамбуле), поэтому большая часть новых железных дорог Ирана (в том числе строящихся) имеет прямое отношение к международным транзитным перевозкам.

По официальным данным, в 1381 иранском году (21.03.2002 г. – 20.03.2003 г.) через станцию Серахс (в обоих направлениях) проследовало 1 650 тыс. тонн грузов. При этом на станцию из Туркмении прибыло 600 тыс. тонн импортных и 700 тыс. тонн транзитных грузов (всего 25 954 вагона), а из Ирана в Туркмению было отправлено 350 тыс. тонн (всего 9 364 вагона) экспортных и транзитных грузов. Всего в 1381 г. железнодорожным транспортом Ирана (с учётом железнодорожных перевозок в/из Турцию и Пакистан) было перевезено около 1 млн. тонн грузов. Программа железнодорожных перевозок на 1382 г. (21.03.2003 г. – 19.03.2004 г.) предусматривает перевозку 1 750 тыс. тонн транзитных грузов.

Для сравнения, всего в 1381 г. на таможне Ирана было зарегистрировано 4 137 тыс. тонн транзитных грузов, в том числе 1 млн. тонн железнодорожных грузов, 1 млн. тонн нефти по схеме замещения (которая на самом деле через Иран не перевозилась) и более 2 млн. тонн автомобильных грузов. Как известно, основными направлениями автомобильных транзитных перевозок в Иране являются восточное и западное направления, а не северное и южное.

Международный транспортный коридор «Север – Юг» действительно является очень перспективным транспортным коридором, но он только начинает работать и по всем показателям пока конкурировать с транспортным коридором «Восток – Запад» не может.

Александр Спирин

Иран.Ру

Новости Ирана за 24.12.03
Похищенных в Иране велотуристов продолжают искать
Глава иранского МИД считает, что угрозы в адрес Ирана со стороны 'Аль-Каиды' не связаны с арестом Саддама Хусейна
«Иран Ходро» восстановит транспортный парк Сенегала.
Ассирийцы не собираются эмигрировать из Ирана
Делегация иракских бизнесменов в Индии призывает к активной двусторонней торговле
Министр транспорта и связи Турции встретился с первым вице-президентом Ирана.
Министр обороны Ирана заявил о взаимодействии вооруженных сил и оборонных структур страны.
Саммит СС АГПЗ завершил работу
Духовный лидер Исламской Республики назвал США и сионистский режим главными врагами мусульман
«Север–Юг» пока не конкурент «Восток–Западу»
Министр сельского хозяйства Пакистана пригласил своего иранского коллегу посетить Исламабад.
Посол Афганистана в Таджикистане: Строй Ирана является весьма ценным опытом для всех.
Спикер парламента Таджикистана прибывает с визитом в Иран.
В провинциях Кум и Центральной зафиксированы подземные толчки силой 5 баллов по шкале Рихтера.
Посол Ирана в Пекине на встрече с руководителем китайского союза журналистов заявил о свободе прессы в Иране.
Заместитель министра культуры Таджикистана: Иранский кинематограф пользуется авторитетом во всем мире.
Сумма страхования зарубежных туристов составит 30 тыс. долларов
Спикер МИД Ирана Асефи выразил удовлетворение атмосферой, воцарившейся в отношениях между Тегераном и странами Персидского залива.
Президент Сенегала встретился со спикером меджлиса исламского собрания Ирана.
Министр энергетики Армении подчеркивает важность обмена электроэнергией между своей страной и Ираном.
Расширение торговых отношений России и Ирана.
Президент Сенегала встретился с главой совета по целесообразности Ирана.
Заместитель министра иностранных дел Ирана по вопросам экономики встретился с министром торговли Афганистана.
Руководитель исламской революции принял президента Сенегала.
Омидбахш: Вступление Ирана в ВТО маловероятно в период правления Буша.
Хашеми Рафсанджани положительно охарактеризовал ход реализации соглашения Ирана по атомной программе.
Под усиленную охрану взяты посольства Ирана в Европе
В 2010г. товарооборот транспортного коридора «Север – Юг» достигнет 40 млн. тонн.
Товарооборот между Россией и Ираном может превысить в этом году 1 млрд долл, считают в деловых кругах двух стран
За восемь месяцев Иран экспортировал нефти на $14,8 млрд.
Развитие электронного правительства в Иране.
Два подземных толчка силой свыше 5 баллов зафиксированы в Иране
Иранцы проведут модернизацию измерительной станции 'Чалоюк' на газопроводе Корпедже - Курт-Куи
Совместный приграничный рынок будет создан на границе Ирана и Пакистана.
Россия возвращает свои приоритеты на Каспии – губернатор Астраханской области Анатолий Гужвин
Родственники погибших в авиакатастрофе Ан-140 в Иране начали получать компенсации
Скоро в интернете откроется сайт Тегеранской биржи металлов.
Президент Ирана Мохаммед Хатами сообщил, что власти страны могут помиловать некоторых членов террористической организации «Моджахеддин-и Халк»
Предприниматели Ирана призвали российских коллег к сотрудничеству в атомной энергетике.
реклама